Дом, где согреваются сердца
Строить собственный просторный дом в селе Черноручье Ильдар Садыков, глава большой семьи, где взяли на воспитание в общей сложности десять приемных детей, затеял в самые лихие перестроечные времена.
- Об этом сейчас даже думать страшно, - по прошествии стольких лет с улыбкой вспоминает Ильдар Разиевич. - Пока накопим денег на цемент, он подорожает почти в пять раз, с другими строительными материалами та же петрушка. Что делать? Решил бартером заняться: приобрел лес - обменял на цемент, осталось немного цемента - выменял на стекло… Не один год на это ушел, спасибо, нашлись люди, которые нам помогали чем могли. Старания были не напрасными - сейчас у детей есть свой родной дом. А что может быть важнее в жизни...
Действительно, дом у Садыковых удался на славу - теплый, светлый, не тесный - площадь больше 100 кв. метров. Вместительная кухня, уютные, аккуратно прибранные спальни для детей, просторный зал, хоть конем гуляй. А главное - дом этот согрет любовью к детям.
Мы побывали здесь вместе с Екатериной Хомечко, председателем Приморского отделения Российского детского фонда, накануне Нового года, чтобы передать для детей праздничные сувениры, витамины, пополнить домашнюю аптечку, а также вручить подарок отцу семейства к дню рождения - гитару.
Правда, нам удалось услышать лишь гитарные переборы самого Ильдара Разиевича, который, настроив инструмент, тут же его опробовал. Весь младший наличный семейный состав - Кузнецовы, “кузнечики”, как ласково называют их приемные родители - пятеро братьев и сестер, - был в школе, включая маму Галину Александровну, она учитель высшей категории.
А старшенькие - те вообще далече. Анастасия, ей 22 года, сейчас в Артеме живет, вышла замуж, 19-летняя Оля учится во Владивостоке, в ДВГУ, на третьем курсе, выбрала специальность социального педагога, Алексей в прошлом году поступил в этот же университет, на факультет физкультуры и спорта. Любаша учится в гидрометеотехникуме.
- Держим немалое хозяйство: свиней, коров, кур, - продолжает рассказ Ильдар Разиевич. - К тому же пять гектаров земли имеется: выращиваем картофель, зерновые, тыкву. Неплохо зарабатываем на продаже мяса. В свое время, когда Российский детский фонд вручил нам 55 тысяч рублей, мы, добавив свои сбережения, купили микроавтобус.
Непростые времена пришлось пережить семье, когда в Москве посчитали, что семейные детские дома себя не оправдывают, и лишили Садыковых наряду с сотнями других единомышленников этого статуса. Благо, в семье умеют трудиться и ребятишек с малолетства приучают «лодыря не праздновать», рассчитывать прежде всего на собственные силы. Почти десять лет потребовалось Садыкову, чтобы выправить-таки все необходимые документы, сейчас он вновь - директор семейного детского дома.
Чего там скрывать, есть в селе люди, которые и сегодня злословят: мол, живут Садыковы за счет детей. Действительно, они получают на каждого из своих восьмерых несовершеннолетних детей по 3 тыс. 300 рублей в месяц плюс директорская зарплата Ильдара Разиевича - это еще около 8 тыс. Но кто мешает тем же сельчанам взять из детского дома ребятишек - сирот в Приморье сегодня больше двух с половиной тысяч, зачастую при живых спившихся родителях, - и так же вот “наживаться”. Не берут…
Да и вообще, разве можно оценить в рублях этот труд - стать семьей: любящей, заботливой, требовательной для детей, часто со сломанной психикой, которые оказались не нужны собственным родителям.
Самая большая сердечная печаль и боль для Садыковых в последнее время - сын Валентин, который отбывает срок. Только сказки всегда заканчиваются благополучно. На самом деле все не так просто, но, главное, взрослая жизнь у Валентина только начинается, и Садыковы верят, что все еще можно поправить. Залог тому - их большая дружная семья и теплый родительский дом.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток», Матвей ЗАПОРОЖСКИЙ (фото), специально для «В»