Обедня или жертвоприношение?
Ким Чен Ир уже укладывает чемоданы, намереваясь вновь проехать по России на собственном "литерном" поезде. О таких планах вождя Северной Кореи намедни сообщило всезнающее агентство Рейтер. Впрочем, если глава соседней страны действительно соберется к нам в гости, здесь его наверняка будет ждать масса приятных впечатлений.
Ким Чен Ир уже укладывает чемоданы, намереваясь вновь проехать по России на собственном "литерном" поезде. О таких планах вождя Северной Кореи намедни сообщило всезнающее агентство Рейтер. Впрочем, если глава соседней страны действительно соберется к нам в гости, здесь его наверняка будет ждать масса приятных впечатлений. Одним из них безусловно станет весть об успешной богослужебной практике во владивостокском Свято-Никольском кафедральном соборе корейских диаконов Феодора и Иоанна. Право, жаль, что Ким Чен Ир не полюбовался лично красивым празднованием Рождества Христова и деятельным участием своих посланцев в этих православных церемониях.
Да-да, именно благодаря лидеру Северной Кореи Ким Чен Иру, во время поездки по России в 2002 году не на шутку заинтересовавшемуся православными храмами и обрядностью, упомянутых корейских парней направили учиться в Московскую духовную семинарию. Одновременно на окраине Пхеньяна в живописном районе Чонбэк начали строить православный храм в честь Святой Троицы, в котором уже в этом году откроются двери для всех тамошних православных. Служить в этой церкви будут стажирующиеся сейчас на улице Махалина диаконы Феодор и Иоанн, принявшие священный сан в Русской православной церкви после обучения в Московской семинарии.
Кстати, вместе с двумя диаконами в Свято-Никольском кафедральном соборе сейчас учится церковному пению и регентским навыкам еще один кореец - выпускник московского музыкального училища имени Гнесиных Ким Ен Чан. О них во Владивостокской и Приморской епархии отзываются тепло: большое стремление постичь основы православного христианства у неофитов налицо. Есть, конечно, трудности с церковнославянским языком (да и с русским тоже). Тем не менее старательные диаконы надеются, что сумеют достойно служить в пхеньянском храме Святой Троицы, выполнив тем самым ответственное поручение уважаемого руководителя.
А если бы он побывал на минувшей неделе на празднике Курбан-байрам в Казыятском управлении мусульман Приморского края, то, вполне возможно, поручил бы своим подчиненным, закончив постройку православной церкви, взяться за возведение мечети, одновременно направив посланцев КНДР обучаться в российском медресе. Ведь в празднике жертвоприношения на улице Шепеткова, где собралось нынче больше тысячи мусульман, участвовало немало корейцев. Как выяснили журналисты "В", многие корейцы, и в том числе каменщики, штукатуры, плиточники из КНДР, работающие во Владивостоке на строительстве и ремонте, потянулись отнюдь не на Махалина, а как раз на Шепеткова. Имам Абдулла говорит, что за последнее время ислам приняли десятки корейцев.
И это, между прочим, объяснимо. Дело в том, что еще совсем недавно - по историческим меркам - на Корейском полуострове мирно сосуществовали идеологии буддизма, конфуцианства, даосизма и древних верований, которые во многом сохраняют свою силу и сегодня. Так вот, в этих устоявших века обычаях древних верований есть что-то общее с ритуалами ислама. Ну как не порадоваться обретающимся во Владивостоке корейцам празднику Курбан-байрам, если еще в старинной книге "Саньгочжи" летописец свидетельствовал, что у людей хан (древнекорейский народ) "совершаются жертвоприношения добрым и злым духам. И тогда собираются толпами днем и ночью, беспрерывно поют и пляшут, пьют вино".
До сих пор в праздничные дни практически в каждой корейской семье в обычае жертвоприношения духам предков, которые якобы таким утром ненадолго возвращаются домой. Перед семейным алтарем устанавливают столики с угощениями: впереди - жертвенное вино, на востоке - рыба, на западе - мясо, рис и суп - сзади. А в сельской местности в полнолуние обязательны жертвоприношения духам деревни, которые вроде бы обитают под большими старыми деревьями, как правило, дубом или сосной.
Разумеется, это не главное, но факт остается фактом: мифология ислама, изобилующего волшебными легендами и поверьями, для многих корейцев оказалась, как считает имам Абдулла, ближе, чем христианство. И на церемонии жертвоприношения праздника Курбан-байрам эти новые прихожане молитвенного зала на улице Шепеткова были среди самых восторженных участников.
Автор: Светлана ЖУКОВА, отдел фотоинформации, "Владивосток"