Юрий Оборин: Главное - это жизнь человека!

Уже начиная с января многие водители (как и потенциальные соискатели удостоверений, дающих право управления транспортным средством) могут почувствовать изменения, которые коснутся участников дорожного движения. Отныне государство решило более жестко вмешиваться во все, что связано с дорожной безопасностью и жизнями людей, ибо цифры ежегодных потерь при автомобильных авариях ужасают - ежегодно в стране погибает около 35 тысяч человек.

17 янв. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1885 от 17 янв. 2006

Уже начиная с января многие водители (как и потенциальные соискатели удостоверений, дающих право управления транспортным средством) могут почувствовать изменения, которые коснутся участников дорожного движения. Отныне государство решило более жестко вмешиваться во все, что связано с дорожной безопасностью и жизнями людей, ибо цифры ежегодных потерь при автомобильных авариях ужасают - ежегодно в стране погибает около 35 тысяч человек. На приморских дорогах ежегодно погибает не менее 500 человек. О том, каких именно сфер дорожного движения коснутся перемены, наш разговор с начальником управления ГИБДД Приморского края полковником милиции Юрием Владимировичем ОБОРИНЫМ.

- Юрий Владимирович, почему новую концепцию решено применять именно сейчас, ведь проблема с действительно ужасной статистикой ДТП, если я не ошибаюсь, существует не первый год?

- Действительно, этот вопрос поднимался и раньше, однако еще раз на нем внимание заострил президент. 15 ноября прошлого года состоялось заседание президиума Госсовета Российской Федерации, на котором рассматривался вопрос о состоянии безопасности дорожного движения и мерах по совершенствованию государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения. Отличительная особенность рассмотрения этого вопроса - заседание вел президент Владимир Путин, который в самом начале мероприятия высказал мысль о том, что на стыке усилий разных ведомств, министерств и руководителей регионов мы в состоянии изменить те негативные тенденции, которые наблюдаются в сфере дорожного движения. Президент, как и выступавший после него с докладом глава МВД Рашид Нургалиев, обратил внимание и на то, что ситуация с погибшими и ранеными в ДТП приобретает характер катастрофы. Судите сами - помимо 35 тысяч погибших в стране мы имеем 250 тысяч раненых в ДТП, и значительное число этих пострадавших - дети и молодежь. Очень много пострадавших и погибших в возрасте до 40 лет - самый продуктивный, активный и трудоспособный возраст. Уже подсчитано, что таким образом подрываются и демографический потенциал общества, и экономика, поскольку ущерб от ДТП и их последствий составляет 2 процента ВВП! Если брать цифры по стране, то ежегодно госавтоинспекцией фиксируется более 40 миллионов различных нарушений, а к административной ответственности привлекается фактически третья часть населения страны. Согласно этим же цифрам особую тревогу в стране вызывает поведение водителей - в 80 проц. случаев ДТП были виновны именно водители. У нас, в Приморье, из 5382 ДТП конкретная вина водителей усматривается в 3740 случаях!

- И какие меры собираются принимать президент, Госсовет, правительство и ГИБДД?

- Согласно концепции федеральной целевой программы безопасности дорожного движения, рассчитанной на 2006-2012 гг., особое внимание будет уделено подготовке водителей. Сегодня это один из главных вопросов, рассмотреть который требуется в кратчайшие сроки, - пора повысить требовательность к уровню обучения будущих водителей в автомобильных школах. Сегодня, по сути, курсанты автошкол заучивают правила дорожного движения, но при этом совершенно не готовы к экстремальным ситуациям в условиях езды по городу. К тому же сегодня есть экстернат, когда любой желающий может прийти и сдать как теоретические экзамены, так и вождение. Отсюда определенный формализм в процессе получения водительского удостоверения: заплатил деньги - получил возможность управлять автомобилем.

Автошколы "под прицелом"

- Но ведь это именно РЭО - структура ГИБДД отвечает за прием экзаменов! Закономерен вопрос тогда и к вам: а куда, собственно, ГИБДД смотрит, когда экзамены принимаете?

- Я хочу сразу сказать, что сегодня РЭО делает все, что от него зависит, и количество тех, кого "задробили" на экзаменах, доходит до 50 процентов! Представьте себе, что из ста тех, кто претендует на право управления транспортным средством, 40 человек, а то и больше, не могут сдать экзамен. Почему? Да потому что автошкола их не подготовила, как следует. Получается так - человеку, который сегодня приходит учиться в автошколу, показывают, где руль, где колесо, обучают элементарным вещам, которые требуются для сдачи экзаменов, - и все. Хотя один из наших ближайших соседей - Южная Корея - строит обучение совершенно по-другому: условия, в которых там учат, ближе к реальным городским, то есть тем, в которых потом придется ездить. Поэтому один из рычагов нашего воздействия на эту ситуацию - проверка материальной и методической базы автошкол Приморья. Сегодня в крае имеется 138 автомобильных школ - это, конечно, очень много. Целесообразно было бы их укрупнить...

- Но не будет ли это означать, что часть школ просто искусственно "умертвят"? Тем более раз есть спрос, то, наверное, существование такого количества школ оправдано...

- Если все 138 будут соответствовать критериям сегодняшнего дня, значит, они будут работать, и никого, как вы говорите, "умертвлять" никто не будет. Но, скорее всего, часть школ все же не сможет справиться с тем, что от них сегодня требуется. Нами уже намечено, что ревизия всех школ должна закончиться к февралю-марту этого года - вот тогда будет целесообразно сказать, кто выдержал, а кто нет. Как я уже говорил, самое главное - это безопасность дорожного движения, и начинать здесь нужно с "азов" - должна измениться сама подготовка водителей. Вот смотрите. Например, у летчиков, несмотря на количество налетанных часов, постоянно проводятся учения на предмет какого-нибудь ЧП, которое может случиться в полете. Ситуации абсолютно разные, но цель одна - человек не должен теряться, но должен уметь принимать правильные решения в кратчайшие сроки. А с водителями сегодня такого не проводят - нет у нас так называемой контраварийной подготовки, хотя именно на нее целесообразно сделать упор! В итоге вчерашний выпускник автошколы не знает элементарных вещей, в том числе - оказание первой медицинской помощи...

- Но есть ведь на дороге не только вчерашние выпускники автошкол, и гибнут не только они...

- Да, это еще один вопрос, который будет решаться в рамках целевой программы БДД 2006-2012 гг. Сегодня одна из причин высокой смертности в том, что многие водители и их пассажиры, попадающие в ДТП, погибают из-за несвоевременно оказанной медицинской помощи. Среднероссийская статистика в этом вопросе такова: если помощь не приходит в течение первого часа - смертность составляет 30 проц., если в течение трех - уже 60 проц. Поэтому целесообразен вопрос о едином федеральном номере, на который можно сообщать об аварии. К тому же уже сегодня ставится вопрос об использовании авиации - то есть легких вертолетов для более оперативного прибытия сотрудников ГИБДД, спасателей и медиков на место происшествия, чтобы выезжающая на помощь пострадавшим оперативная группа не попадала в заторы. И, конечно, сегодня настало время установить современные средства фиксации нарушений на определенных участках дороги (видеокамеры и т. д.) - во-первых, таким образом исключается "человеческий фактор", когда инспектор на линии может подвергнуться определенного рода  влияниям со стороны нарушителя; во-вторых, сегодня в Приморском крае не хватает двух тысяч автоинспекторов. Согласно нормам эти две тысячи гаишников должны обеспечивать безопасность движения, но реально на них сегодня не выделено денег. Хотя, для объективности, я должен отметить, что нам навстречу идет администрация края - например, на нашу программу, направленную на ликвидацию так называемых очагов аварийности, губернатором Сергеем Дарькиным  уже выделено 800 млн. рублей...

- Правда, все вышесказанное - это все-таки технические моменты. А как обстоят дела на идеологическом фронте - с воспитанием водителей, пешеходов, обучением детей правильному поведению на дороге?

- Естественно, это тоже немаловажный вопрос, которому отныне будет уделяться гораздо больше времени, сил и средств, нежели раньше. В своем докладе на Госсовете министр внутренних дел коснулся вопроса "правового нигилизма" на дороге. Сегодня милиция отмечает очень интересную картину - водители знают правила дорожного движения, но умышленно их нарушают. Поэтому, естественно, возрастает роль профилактической работы с водителями и пешеходами. Например, за прошлый год нам удалось снизить количество "пьяных" ДТП на 16 проц. Но все равно пока цифра выявленных нарушений многовата - 28 700 человек,  именно столько было задержано водителей за весь прошлый год в Приморье в нетрезвом состоянии. Вот и посчитайте, сколько пресечено потенциальных автоаварий! Безответственность многих водителей заметна и на примере детского травматизма в Приморье - в половине случаев пострадавшие дети были пассажирами автомобилей, как правило, их перевозили родители...

Лично мое мнение - сегодня в некоторых вопросах надо быть с нарушителями жестче. Сегодня тем, кто был лишен права управлять транспортным средством, мы возвращаем водительское удостоверение через какой-то промежуток времени, и он не должен пересдавать никаких экзаменов! Это абсурд. В большинстве стран мира за пьяную езду человека лишают прав на какое-то время, с ним проводят работу наркологи и психологи, затем он заново учится, заново сдает экзамены и только после этого может снова получить право управлять автомобилем. А может, кстати, и не получить: ...

Как ездить по-новому?

- Юрий Владимирович, и тем не менее параллельно с этим в стране введены поправки в правила дорожного движения, которые больше запутали водителей, нежели просветили - как теперь ездить, где включать пресловутый ближний свет, для детей какого возраста покупать кресла, когда появятся новые знаки и когда начнут штрафовать "по-новому"?

- Давайте по порядку. Пока новые правила действуют с такой оговоркой - до момента их появления в торговой сети, где каждый может их купить и ознакомиться с новыми положениями, ГИБДД штрафовать за "новые" нарушения не будет. Планируется, что этот "мораторий" продержится до 1 февраля. Сейчас надо дождаться выхода этих правил в полной трактовке, потому что все в них должно быть точно до запятой, поскольку даже от перестановки запятой смысл одного и того же пункта может звучать по-разному. Поэтому пока ГИБДД занимается только разъяснением новых поправок - как на линии, так и через СМИ. Что касается ближнего света, то ГИБДД края уже неоднократно разъясняла, как следует понимать понятие "вне населенного пункта". Там, где заканчивается юридический статус знака "Населенный пункт", вы включаете ближний свет.

- А с креслами как быть? Ребенку, например, 10 лет, он ростом с папу, а ему покупать детскую "держалку"?

- Конечно, нет. Для ребенка 8-12 лет специально кресло можно не покупать. Достаточно того, чтобы, находясь на заднем сиденье, он был пристегнут ремнем безопасности. Если такого ремня сзади нет - его нужно установить!

- А когда мы сможем увидеть новые дорожные знаки?

- К концу первого квартала этого года знаки должны быть уже установлены - СМЭУ, отвечающие за их установку, уже получили соответствующие заказы и приступили к их изготовлению...

Справка "В "

По данным департамента организации безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ, темпы роста ДТП в нашей стране опережают темпы роста автомобилизации: в период с 1997 по 2004 год количество транспортных средств в стране увеличилось на 9,2 проц., а количество аварий - более чем на 30 проц. К тому же неутешительная статистика наблюдается и в сравнении России с другими странами - в странах Европы с большей автомобилизацией число пострадавших (из расчета на 10 тысяч транспортных средств) меньше российского уровня в 4-8 раз, а погибших в авариях (на 100 тысяч человек населения) - в 1,5-3 раза меньше. По экспертным оценкам, нагрузка на улично-дорожную сеть к 2020 году увеличится в 10 раз по сравнению с нынешней, в связи с чем закономерен вопрос: а получится ли при теперешних методах создания дорожной инфраструктуры все это преодолеть? 

Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, "Владивосток"