Александр Ролик: Борьба с наркоманией и либерализм несовместимы!

Одним из знаковых итогов уходящего года стало снижение уровня наркомании в Приморье почти на 5 проц. Учитывая, что на протяжении десятилетий наш край лидировал в списке наиболее наркотизированных регионов страны, а число наркоманов прирастало ежегодно, не давая даже призрачной надежды на изменение ситуации, корреспондент "В" встретился с главой Приморского управления наркоконтроля генерал-лейтенантом полиции Александром Роликом для того, чтобы узнать, каков вклад в это дело приморских наркополицейских.

13 янв. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1884 от 13 янв. 2006

Одним из знаковых итогов уходящего года стало снижение уровня наркомании в Приморье почти на 5 проц. Учитывая, что на протяжении  десятилетий наш край лидировал в списке наиболее наркотизированных  регионов страны, а число наркоманов  прирастало ежегодно, не давая даже призрачной надежды на изменение ситуации, корреспондент "В" встретился с главой Приморского управления наркоконтроля генерал-лейтенантом полиции Александром Роликом для того, чтобы  узнать, каков вклад в это дело приморских наркополицейских.

Государственные задачи выполнены

- Александр Иванович, закономерный вопрос в начале этого года - каковы итоги прошлого года?

- Самое главное, я считаю, удалось  закрепить и развить  тот первый прошлогодний успех, когда впервые за много лет  уровень наркомании в Приморье был стабилизирован и немного снижен. Мы доказали:  это не случайно,  это закономерный результат большой совместной работы, в которой принимали  участие и органы власти, и силовые структуры, и общественные организации, и все здоровые силы общества. За два  с половиной года  с момента образования органов наркоконтроля общее снижение уровня наркомании в крае составило 7,5 проц., только за этот год число наркоманов в крае уменьшилось на 4,8 проц.  За этой сухой цифрой - более шести сотен человеческих судеб. Особенно серьезное снижение наблюдается во Владивостоке, а также в борьбе с детской наркоманией. При этом сокращается латентный (скрытый) сектор наркомании - растет обращаемость к наркологам, люди осознали, что  проблему нужно не просто констатировать, с ней нужно бороться всеми доступными средствами. Для этого у нас сегодня в крае есть политическая воля и желание. Для наркополиции как  координатора  всей антинаркотической работы это очень важно.

- И все-таки наркоконтроль - это прежде всего правоохранительная структура. А если посмотреть  на проблему с этой позиции, что сделано?

- Итоги этого года показали:  мы правильно выбрали приоритеты, верно определили тактику оперативной работы -  именно это позволило нам всего за год увеличить основные показатели в два-три раза и сделать серьезный качественный  рывок. За этот год наша молодая служба действительно окрепла, встала на ноги, сегодня мы в полной мере соответствуем тем задачам, для решения которых создавались, которые перед нами поставило руководство страны: это прежде всего борьба с организованной наркопреступностью, перекрытие каналов наркотрафика, подрыв экономических основ наркобизнеса.

Посудите сами: за 2005 год  наркополиция края выявила свыше 1700 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Это на 70 с лишним проц. больше, чем  выявлялось наркоконтролем еще год назад. При этом 90 проц. - это тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные со сбытом, транспортировкой либо хранением наркотических средств в особо крупных размерах. В два раза увеличилось количество раскрытых преступлений. Что касается организованной наркопреступности, то фактически каждое четвертое  преступление, раскрытое нашим управлением в прошедшем году, носило групповой характер. В нашем зачете за год 346 раскрытых преступлений, совершенных организованными преступными группами и  группами по предварительному сговору. Причем речь идет о группах, не только действовавших на территории Приморского края, но и носящих межрегиональный и международный характер.  

Большое внимание уделялось пресечению каналов наркотрафика. За прошедший год самостоятельно и во взаимодействии с другими правоохранительными органами - прежде всего УФСБ и УВД - мы ликвидировали крупные,  в том числе международные, каналы  транспортировки  опия из Казахстана и Киргизии через Сибирь,  ряд каналов поставки  гашишного масла и гашиша из Амурской области и сельских районов края во Владивосток, а также транзитом  через Приморье в другие регионы Дальнего  Востока. Пресечен незаконный трафик из Иркутской области ядовитого вещества - уксусного ангидрида, являющегося необходимым компонентом для приготовления ацетилированного опия.  Совместными усилиями и повседневной кропотливой работой оперативников, следователей, экспертов и других наших специалистов  в 2005 году изъято из незаконного оборота свыше 2 тонн наркотиков, 4,6 тонны прекурсоров (веществ, необходимых для приготовления наркотических средств), помимо этого в рамках операции "Мак" было выкошено и раздавлено тяжелой техникой порядка 9 тысяч тонн наркосодержащих растений.

Долой опийных "оптовиков"!

- Цифры - это хорошо, однако какова сегодня общая наркоситуация в крае?

- Вы правы, для общества, для населения сегодня актуальны не количественные показатели нашей работы, а те качественные изменения, которые происходят  в наркообстановке в крае. Это не только снижение уровня заболеваемости наркоманией, хотя это, безусловно, важнейший критерий  эффективности нашей работы. Сегодня не менее важно  ощутимое сокращение  предложения наркотиков. Систематическое перекрытие каналов  поставки наркотиков в край и  истребление  сетей наркосбыта привело к тому, что в Приморье поступает  все меньше  такого тяжелого наркотика, как героин. За 2005-2004 годы  в центральной России, на Урале  и в Сибири органы наркоконтроля неоднократно  задерживали организованные преступные группы  и изымали  даже не десятки - сотни килограммов этого наркотика. Результат - за два с половиной года работы нашей службы рынок сбыта этого наркотика существенно сократился, героина в крае стало на порядок меньше, фактически точки сбыта героина в Приморье сейчас единичны, это же подтверждает анализ уличной преступности.

Не менее опасный наркотик - опий. Всего за год его цена возросла на треть, и уже не раз последствием наших действий становился так называемый опийный голод, который вынуждает наркоманов обращаться за лечением. Например, месяц назад сотрудники нашего подразделения в Арсеньеве за один день закрыли сразу пять основных точек сбыта опия, снабжавших наркотиком весь город, а также привлекли к уголовной ответственности организаторов, которые координировали работу всей сети  и снабжали сбытчиков опием. В результате  торговля опием в этом городе замерла почти на неделю.

Другой пример: за прошедший год и наркоконтролем, и ФСБ, и милицией был проведен ряд операций по ликвидации каналов наркотрафика, в ходе которых изъяты десятки килограммов этого наркотика. Не буду говорить за других, только наше управление во взаимодействии с коллегами из Алтайского края сумело разрушить  длительное время функционировавший крупный канал поставки опия из Казахстана - было установлено, что опий завозили объемами порядка  100 килограммов. В ходе контролируемой поставки наши сотрудники отследили всю цепочку - от курьеров до заказчиков и организаторов канала. В ходе операции на территории Приморья  удалось изъять 25 килограммов ранее завезенных наркотиков, а всего во время операции наркоторговцы лишились 120 килограммов опия. Выявляя каналы наркотрафика,  мы одновременно стремимся разрушить разветвленные сети сбыта опия, которые создавались в крае годами, чтобы сократить цепочки наркосбыта, вывести из тени оптовиков и тем самым сделать их уязвимыми для закона. Эта тактика, как я уже говорил, полностью оправдывает себя. Именно это позволило нам задержать целый ряд руководителей преступных групп, которые раньше "прятались" за спинами мелких сбытчиков и были фактически недоступны, неуязвимы для правоохранительных органов.

"Наркомагазины" закрываются...

- Много шума наделала операция Приморского наркоконтроля, проведенная на улице Сельской во Владивостоке. Говорят, после этого в городе несколько дней  эфедрином не торговали...

- Специфика нашей работы такова, что часто мы можем показать лишь вершину айсберга, краткий итог той огромной  работы, которую приходится проделать оперативникам, следователям, сотрудникам поисковой службы: Задержание группы наркосбытчиков, превративших  гостинку на Сельской в известный всему городу "наркомагазин", стало результатом большой операции, длившейся почти год. Последовательно были привлечены к уголовной ответственности 12 человек. Это лишь одна из операций, которая наглядно показывает, насколько хорошо организованным и спланированным может быть наркобизнес,  какие серьезные меры противодействия он может использовать, как это зло может видоизменяться и приспосабливаться, вовлекая  в наркоманию новых потребителей. Эта операция еще раз подтвердила:  деятельность  практически всех сбытчиков контролируют более серьезные силы. Организаторы сами, как правило, не являются потребителями наркотиков, они лишь используют в своих корыстных интересах тех, кто однажды попробовал, а теперь стал рабом своего пристрастия к наркотикам и готов за малую толику, за дозу рисковать свободой и жизнью, сбывать наркотическую отраву. За прошедший год наши сотрудники выявили и закрыли более 300 точек сбыта, в том числе крупные точки сбыта эфедрина в Артеме, Уссурийске. В ходе совместной международной операции  с нашими коллегами из министерства общественной безопасности КНР  весной 2005 года была  пресечена деятельность группы, организовавшей один из наиболее крупных каналов поставки эфедрина на территорию России. Тогда в Китае было изъято свыше 900 кг этого сильнодействующего вещества, служащего основой для одного из наиболее опасных и разрушительных  наркотиков - эфедрона, или "мульки". Благодаря нашим совместным действиям лишь 20 килограммов метилэфедрина преступники успели перебросить в Приморье. Схрон с этой партией наркотиков наши сотрудники  обнаружили и изъяли  в Уссурийском районе.

Да, операцией на Сельской мы на определенное время парализовали торговлю эфедрином, но я глубоко убежден: сокращение рынка наркосбыта не может быть следствием какой-то одной операции - это результат объединенных усилий всех правоохранительных органов края, задействованных в решении этой проблемы. Именно такие серьезные результаты принесли в прошедшем году  операции "Мак",  "Канал", "Притон", "Табор", где мы работали во взаимодействии с УВД, УФСБ по Приморскому краю, военной контрразведкой и пограничной службой,  таможенными органами и главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний. 

Сбыт зелья становится невыгодным?    

- За каждой партией наркотиков стоят деньги, и немалые...

- Именно поэтому борьба с легализацией доходов от наркоторговли, подрыв экономических основ наркобизнеса - одна из основных, приоритетных задач для органов наркоконтроля. За последний год мы выявили  43 преступления, связанные с легализацией наркодоходов, в том числе установлены факты, когда на наркоденьги открывали фирмы, проводили банковские операции, включая пересылку денег на Северный Кавказ. Только имущества и ценностей у наркоторговцев в прошедшем году было изъято на сумму 4,6 миллиона рублей. Но это далеко не все, гораздо более серьезные финансовые потери наркобизнес несет в ходе наших оперативных мероприятий.

Возьмем конкретный пример. Я уже говорил о партии опия, которую в наш край везли  в тайнике, в топливом баке джипа через полстраны из Казахстана. Так вот, стоимость только этой партии оценивается  в 70 миллионов рублей. Это не считая еще 270 тысяч долларов США, изъятых в ходе операции у этих же  наркодилеров.

Это только одна операция - а за весь год, как я уже говорил, мы изъяли более 2 тонн наркотиков различного вида.

Оперативные данные свидетельствуют, что  крупные партии наркотиков в наш край поступают под реализацию и каждый  килограмм, изъятый правоохранительными органами, ложится долговым бременем на получателей наркотического товара. Постепенно эти долговые обязательства превышают возможности  конкретных наркоторговцев, и дальнейшее занятие этим бизнесом становится  не просто невыгодным,  оно становится смертельно опасным. Уже сейчас есть примеры, когда несколько цыганских семей, длительное время занимавшихся сбытом наркотиков, сменили место жительства и на некоторое время прекратили наркоторговлю. Не секрет, что за каждое крупное изъятие наркотиков кто-то в преступной цепочке отвечает крупной суммой денег, а то и жизнью.  При систематической целенаправленной работе правоохранительных органов по истреблению сетей наркосбыта и перекрытию каналов  поставки наркотиков наркодельцы больше рискуют  оказаться в тисках. С одной стороны - угроза провести лет 10, а то и 20 в тюрьме (времена, когда наркоторговцы отделывались условными сроками, уходят в прошлое, сейчас суды все более строго подходят к данной категории уголовных дел). С другой - огромный долг за "потерянную" партию наркотика, цена на который все растет, а возможности расплатиться нет - ведь следующая партия снова  будет изъята. Наша задача как правоохранительного органа, который решает специфическую, совершенно новую задачу подрыва экономических основ наркопреступности, -  сделать наркобизнес невыгодным, риск должен стать больше, чем выгода. У  наркоторговцев, без преувеличения, должна земля гореть под ногами.

- Не секрет, что многие приморцы думают: вот  "закрыл" наркоконтроль точку сбыта наркотиков, а через некоторое время открылась другая. Не опускаются руки? И вообще, вы следите, как работу наркоконтроля  оценивает население края?..

- Мы прекрасно осознаем, что  пока будет спрос на наркотики,  пока этот бизнес будет приносить доход, наркоторговцы будут искать все новые  способы доставки наркотических средств, будут  стремиться сохранить свой бизнес, вовлекая в него все новых людей. А мы раз за  разом будем выявлять и закрывать эти точки, не давая им развиться, сокращая цепочку наркосбыта, снижая   предложение наркотиков, обеспечивая людям  спокойную жизнь и возможность  сделать сознательный, правильный выбор  в пользу здоровья, творчества, радости жизни, в пользу будущего, где нет места наркомании. Это рано или поздно  позволит снизить спрос на наркотики, защитит молодых. В этой работе мы все чаще находим поддержку у населения. Каждый, кто сталкивался с этой проблемой на примере своей семьи, друзей, знает, как  тяжело терять близких и чувствовать себя беспомощным. Эти люди готовы помогать нам, быть волонтерами, вести профилактическую работу, сообщать информацию, и все вместе мы -  сила. 

Еще один интересный факт,  по которому я могу судить о том, что доверие населения к нашей службе  растет. Все чаще жители края обращаются на "телефон доверия" управления, за прошлый год поступило уже свыше 700 звонков. Не все они подтверждаются, но проверены все. Свыше 60 проц. сообщений легло в основу  наших разработок. В основном население беспокоят точки сбыта и притоны. За этот год мы прекратили работу более 60 притонов. Каждый из них был головной болью, кошмаром  для людей, вынужденных жить рядом. Не случайно все чаще  к нам обращаются граждане, которые  говорят слова благодарности за нашу работу, за то, что могут спокойно зайти в свой подъезд, за то, что прямо в своем дворе наркоманы не срывают сотовые телефоны, за то, что могут спокойно спать по ночам, без наркоманских оргий. Для нас такие письма и звонки - лучшая награда. 

Проблема в другом: сейчас в нашей стране борьба с наркоманией идет по двум направлениям: сокращение спроса (это ранняя профилактика) и борьба с предложением (это правоохранительная работа: ликвидация каналов, точек сбыта, схронов с наркотиками). Но есть еще один аспект - это борьба с последствиями наркотизации. Не секрет, сегодня наркоманы не хотят лечиться, они приходят в наркодиспансеры, чтобы снизить дозу, сбегают, не долечившись, процент лиц с длительной ремиссией ничтожен. По большому  счету  проблема борьбы с наркоманией  - это проблема свободного выбора гражданина. Каждый из нас сделал этот выбор для себя. Одни отказались, а другие  попали в зависимость, стали рабами наркотика,  потеряли волю и возможность выбора вообще. Теперь наркотик руководит их жизнью, что бы они ни говорили. Именно поэтому они готовы идти на преступление, готовы сбывать дурь, готовы подсаживать на нее друзей: Мы видим это каждый день. А механизма - законодательного механизма, который бы оградил здоровых от опасности, -  нет. Фактически лица, потребляющие наркотики, оказались вне правового поля, не считать же, в самом деле, серьезным барьером административный штраф, который сегодня меньше стоимости дозы опия. Возможно,  таким механизмом может стать система принудительного лечения и реабилитации, но в любом случае если государство хочет иметь здоровое, работоспособное  поколение - нужно перестать играть в либерализм. Если общество признало этих людей больными, их нужно лечить. Почему-то никто не рассуждает о том, нужно ли лечить больного открытой формой туберкулеза, так как это опасно, может заразить. Наркомания не менее опасна и заразна.

- Александр Иванович, как в такой ситуации складывается ваше взаимодействие с властями?

- Если еще год назад нам приходилось действительно "будить народ", убеждать, доказывать главам местных администраций, замученным проблемами ЖКХ, отопительного сезона и другими животрепещущими вопросами, необходимость целенаправленной повседневной антинаркотической работы, то сегодня, я считаю, ситуация изменилась в лучшую сторону. Наши слова и призывы мы подкрепили конкретными результатами, и нас услышали, мы добились определенных позитивных сдвигов. В итоге в крае  второй год  действует целевая программа "Приморье без наркотиков", рассчитанная на 2005-2010 годы и обеспеченная реальным финансированием, в рамках программы подготовлены специалисты по профилактике из учителей и врачей, обучались волонтеры и их координаторы,  на телевидении регулярно выходили в эфир ролики социальной рекламы, готовились профилактические фильмы.  Подобные  программы  есть во всех муниципальных районах  и городских округах. Работают межведомственные комиссии, их деятельность  контролирует и координирует  краевая межведомственная комиссия,  которой руководит губернатор Приморского края Сергей Дарькин. Хорошее взаимодействие у нас сложилось с депутатским корпусом Законодательного собрания Приморья.

Конечно, проблем в этой работе  гораздо больше, чем достижений,  нас волнуют и секвестрирование разделов программы, отвечающих за профилактику наркомании  в 2006 году, и нехватка наркологов в сельских районах края, и изменения в порядке финансирования учреждений дополнительного образования,  ряд других проблем, связанных с разворачиванием широкой антинаркотической профилактики в крае. Но что я хочу отметить: там, где эта работа проводится системно, и главное - там, где она получает финансирование, где видна заинтересованность власти в решении этой проблемы, это сразу отражается на наркоситуации, и кривая наркомании начинает ползти вниз. Например, если во Владивостоке в последний год начала активную работу межведомственная комиссия, принята специальная программа, во взаимодействии с нашей структурой проведены профилактические мероприятия в школах, велась работа с руководителями клубных и досуговых учреждений,  то и результат не заставил себя ждать: при общем  снижении уровня наркомании в крае на 4,8 проц. во Владивостоке число наркоманов, по предварительным подсчетам, сократилось на 8 проц. Это очень серьезная заявка. И думаю, совместными усилиями мы сделаем так, что наркомания со временем перестанет быть социальной проблемой.

Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, "Владивосток"