Потребитель - главный!

"Недавно купила на рынке, что на остановке "Школьная" во Владивостоке, дубленку. Чек продавец выдала, все как положено. Дома внимательно рассмотрели - внутри швы плохо прошиты. Принесла дубленку обратно, а продавец мне в лицо рассмеялась: иди, говорит, с ней и с чеком куда хочешь, отделов по защите прав потребителя в городе нет, и никто мне не указ. Ничего я не смогла ей доказать, и что теперь делать, не знаю... Куда обращаться?

12 янв. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1883 от 12 янв. 2006

"Недавно купила на рынке, что на остановке "Школьная" во Владивостоке, дубленку. Чек продавец выдала, все как положено. Дома внимательно рассмотрели - внутри швы плохо прошиты. Принесла дубленку обратно, а продавец мне в лицо рассмеялась: иди, говорит, с ней и с чеком куда хочешь, отделов по защите прав потребителя в городе нет, и никто мне не указ.
Ничего я не смогла ей доказать, и что теперь делать, не знаю... Куда обращаться?
Ирина КЛИМОВА, Владивосток

- Неужели во Владивостоке проблемой защиты прав потребителей и впрямь никто не занимается? - спросил корреспондент "В" Нину Забегаеву, специалиста по защите прав потребителей отдела по торговле администрации края.

- В ходе административной реформы отделы по защите прав потребителей реорганизованы, - объясняет Нина Геннадьевна. - В каждом муниципальном образовании есть специалист по защите прав потребителей, но, к сожалению, в администрации Владивостока такая должность не предусмотрена. Поэтому жители краевого центра должны обращаться либо в Роспотребнадзор по Приморскому краю (улица Пологая, 21), где существует крайне немногочисленный отдел, занимающийся этими проблемами, либо защищать свои права самостоятельно. Закон о защите прав потребителей прост и ясен, если человек внимательно его прочтет и будет действовать правильно, нерадивый продавец или производитель не смогут ничего противопоставить.

Собственно, текст закона можно найти в любой библиотеке, кроме того, существует такая организация, как Фонд защиты  потребителей (Океанский проспект, 19), она негосударственная, но ее специалисты всегда помогут правильно написать претензию, составить исковое заявление и так далее. Но, повторюсь, главное - грамотное поведение самого потребителя. Человек должен знать и уметь отстаивать свои права, правильно себя вести, когда что-то покупает.

Заходите в магазин - не торопитесь. Изучите ту вещь или услугу, которую намерены купить, заказать, попросите продавца рассказать все, что вас интересует. Не совершайте покупки второпях. Поинтересуйтесь сроком годности, гарантийным сроком, узнайте, где произведен товар, есть ли возможности обмена. Обязательно возьмите кассовый и товарный чеки, обратите внимание на вывеску - у кого вы покупаете. Если вывески нет, чек вам не дают, мол, касса сломалась, лучше отказаться от покупки. Все это простейшие вещи, но забывать о них нельзя.

А если что-то не подошло, не устроило, вышло из строя - следует написать претензию в адрес того предприятия или предпринимателя, у которого вы приобрели товар, работу или услугу. Если ваша претензия не удовлетворена, обращайтесь в суд. Если вы приобрели некачественный товар, предприятие вызывает эксперта Торгово-промышленной палаты, а потребитель имеет право присутствовать при проведении экспертизы. Закон стоит на защите ваших прав, нужно только уметь им пользоваться, не бояться. Люди почему-то очень легкомысленно ведут себя в магазине, словно чем-то обязаны продавцу...

Вот недавно был случай. Семья купила стиральную машину. Привезли ее из магазина без пяти минут пять, когда хозяйке нужно было бежать за ребенком в сад. Она расписалась в квитанции не глядя. А потом обнаружилось, что у машины дефект, но в квитанции-то уже стоит подпись, что претензий нет! Что нужно было делать хозяйке? Отказаться принять товар и потребовать привезти на следующий день. Вы имеете такое право. Если технику доставляют только до подъезда, требуйте, чтобы прямо там, у подъезда, ее распаковали, показали, осматривайте внимательно. Вас будут ждать. Помните, что вы - главный.

ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ

= Гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре, работе, услуге недостатка изготовитель, продавец обязан удовлетворить требования потребителя.
= Срок годности - это тот период, по истечении которого товар считается непригодным для использования.
= Срок службы - это время, в течение которого изготовитель гарантирует, что товар будет выполнять свои функции.
= Если в течение гарантийного срока у товара проявились недостатки, покупатель вправе обращаться с претензией либо к продавцу, либо к изготовителю, на выбор.
= По истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, покупатель также имеет право обратиться к продавцу, но обязан сам доказать, что в товаре имеется недостаток, и провести экспертизу.
= А после двух лет - покупатель имеет право обратиться только к изготовителю.
= Кстати, новая редакция закона ввела понятие "импортер", то есть если вы купили товар, произведенный за пределами России, все претензии предъявляются тому, кто ввез его на территорию страны, - импортеру.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, "Владивосток"