Днем с огнем
1 января вступили в силу поправки в правила дорожного движения (ПДД), разработанные и опубликованные за считанные дни до наступления нового года. Неудивительно, что до сих пор не только рядовые автомобилисты, но и некоторые сотрудники госавтоинспекции слабо представляют смысл новшеств. Равно как и ответственность за нарушения. Одним словом, все по-российски...
1 января вступили в силу поправки в правила дорожного движения (ПДД), разработанные и опубликованные за считанные дни до наступления нового года. Неудивительно, что до сих пор не только рядовые автомобилисты, но и некоторые сотрудники госавтоинспекции слабо представляют смысл новшеств. Равно как и ответственность за нарушения. Одним словом, все по-российски...
В нескольких словах суть нововведений такова. За пределами населенных пунктов отныне необходимо ездить с включенным ближним светом фар даже в светлое время суток. Мотивация проста: именно за городом автомобили ездят быстрее всего, а включенные фары делают автомобиль гораздо более заметным. Авторы поправок в ПДД считают, что новая мера снизит аварийность. В границах населенных пунктов фары можно выключить, но не стоит забывать о важном нюансе. В населенных пунктах, обозначенных табличками синего цвета, "городские" правила не работают - эта территория с точки зрения действия ПДД ничем не отличается от загородной трассы, а значит, ближний свет здесь теперь обязателен даже днем. "Полноценным" населенным пунктом, в котором теперь можно не включать фары в светлое время суток, считаются только те, что обозначены знаками белого цвета. Правда, непонятно, как теперь на загородной трассе будут выделяться из общего потока автоколонны, а также перевозящие детей автобусы - до сих пор они были особенно видны именно по причине постоянно включенных фар (это относится и к VIP-кортежам). Могут потеряться в автомобильной толчее и мотоциклисты, прежде издалека заметные в зеркале заднего вида опять-таки благодаря включенной фаре.
Другая поправка предусматривает перевозку детей младше 12 лет только в специальных сиденьях. Где брать эти чудо-кресла - пока непонятно. Кроме того, ужесточились требования к световым приборам (по всей видимости, правоохранительные органы вплотную возьмутся за "конкретных пацанов" с синими огоньками и "американистов" с красными поворотниками).
Кроме того, с 1 января введены в действие 24 новых дорожных знака и 18 разновидностей уже существующих ("В" сообщал об этом в декабре). Это новые знаки сервиса, информационные, предписывающие, запрещающие и предупреждающие знаки, а также особые предписания и таблички дополнительной информации. Например, теперь перед постами ДПС появятся знаки "Контроль", внешне похожие на знаки "Таможня" и "Опасность" (новый знак будет означать, что проезд без остановки запрещен). В местах, где размещены "лежачие полицейские", знак "Неровная дорога" заменит новый - "Искусственная неровность". Появится и знак "Неровная обочина", предупреждающий водителей о нецелесообразности обгона по обочине (хотя автор этих строк из курса автошколы помнит, что движение по обочине и так запрещено, а иных обладателей вседорожников не остановят и новые знаки). Временный знак "Затор" укажет водителю пробку и направление для объезда. В МВД подчеркивают, что все новые знаки соответствуют международной конвенции и будут без труда поняты как российскими водителями, так и гостями страны.
Из-за того, что не все еще успели принять к сведению поправки в ПДД, госавтоинспекция пообещала в первые недели 2006 года проявлять лояльность и за нарушения новых пунктов ограничиваться предупреждениями. К тому же наказаний за эти нарушения еще просто не изобретено (если не считать невключение фар за городом, которое можно квалифицировать как неправильное пользование световыми приборами - штраф 50 рублей).
P. S. Одновременно с поправками в ПДД вступило в действие постановление правительства, уточняющее ряд положений закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. Базовые ставки остались прежними, но стоимость полиса ОСАГО для владельцев мини-грузовиков и микроавтобусов увеличится примерно на 15 проц. из-за того, что эти автомобили теперь будут считаться транспортными средствами категории В. Уточнится порядок действия системы "бонус-малус", предусматривающей скидки безаварийному водителю и штрафы "любителю" ДТП. Теперь твердо сказано, что скидки и надбавки определяются по итогам вождения всех лиц, вписанных в полис. То есть если хотя бы один водитель допустил аварию, ОСАГО для этой машины станет дороже. Есть и хорошая новость - для владельцев мощных легковых автомобилей: отменен повышающий коэффициент для авто с двигателем мощностью свыше 200 лошадиных сил. Теперь все они попали в категорию "свыше 150 л. с.", а значит, стоимость полиса несколько уменьшится.
Как обстоит ситуация в Приморье сегодня, корреспонденту "В" рассказал Александр Баскаков, начальник дорожно-патрульной службы УГИБДД Приморского края:
- Что касается ответственности за "новые" нарушения, все зависит от того, внесены ли эти самые новые статьи и ответственность за их нарушение в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ. Если внесена ответственность в КоАП - значит за нарушение водителем новых пунктов ПДД придется отвечать согласно конкретной статье уже сегодня. Если же КоАП не предусматривает ответственность, то привлечь водителя к ответственности просто невозможно. Сегодня, насколько мне известно, в КоАП пока не внесены новые статьи, регламентирующие ответственность за нарушение новых правил дорожного движения.
Если же говорить конкретно о том, где включать ближний свет в дневное время (я так понимаю, речь идет об одном из подпунктов статьи 19.5), то в самих правилах это четко оговаривается - вне населенных пунктов. Например, если вы движетесь по направлению из Владивостока в сторону Уссурийска, населенный пункт Владивосток заканчивается в районе реки Песчанки, и там же начинается новый населенный пункт Артем - все это время включения фар не требуется. Включать ближний свет габаритов вам придется только в Надеждинском районе, и то не везде, а только на тех участках, где имеется расстояние между тем, где один пункт закончился, а второй еще не начался:
С детскими креслами лично я проблем не вижу - они продаются в автомагазинах, и их установка не требует переоборудования салона. К тому же сиденья крепятся штатными ремнями безопасности.
Как стало известно корреспонденту "В", на сегодняшний момент в Приморском крае пока не установлен ни один из дорожных знаков нового образца. А значит, пока что обновленные правила дорожного движения больше имеют виртуальный характер, нежели реальный:
"В" продолжает следить за развитием темы.
Александр ОГНЕВСКИЙ, "Владивосток"
Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"