Правоохранительный пасьянс

Традиционно сложилось, что в Приморье перестановки в силовых кругах - это больше, чем просто перестановки. В них ищут тайный смысл и знаки, подтексты и веяния политических ветров. 2005 год дал много поводов для того, чтобы оценивать перестановки в правоохранительных структурах как знаковые. На руководящие посты пришло много новых людей - Федеральную регистрационную службу (бывшее главное управление юстиции) возглавил Евгений Русецкий, службу судебных приставов - Михаил Степчук, управление ФСБ - Юрий Алешин, Федеральную налоговую службу - Сергей Шефатов, а новым краевым прокурором стал Александр Аникин.

1 янв. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1880 от 1 янв. 2006

Традиционно сложилось, что в Приморье перестановки в силовых кругах - это больше, чем просто перестановки. В них ищут тайный смысл и знаки, подтексты и веяния политических ветров. 2005 год дал много поводов для того, чтобы оценивать перестановки в правоохранительных структурах как знаковые. На руководящие посты пришло много новых людей - Федеральную регистрационную службу (бывшее главное управление юстиции) возглавил Евгений Русецкий, службу судебных приставов - Михаил Степчук, управление ФСБ - Юрий Алешин, Федеральную налоговую службу - Сергей Шефатов, а новым краевым прокурором стал Александр Аникин. Ближе к концу года новым прокурором военной прокуратуры ТОРПУ ФСБ РФ по Приморскому краю стал 33-летний Вячеслав Гришмановский. Причем трое последних - "варяги", выходцы из других регионов...

УВД: Вачаев остается, и проблемы остаются

Приморская милиция стала одной из самых устойчивых федеральных структур в 2005 году. Устойчивой в том смысле, что ее не тряхнули кадровые перемены. Вопреки многочисленным прогнозам скептиков Николай Вачаев, начальник Управления внутренних дел Приморского края, сохранил за собой пост. При этом как минимум четырежды в правоохранительных кругах возникали слухи о том, что вот-вот Вачаева заменят. Причем привязывали это то к кадровой смене в прокуратуре, то к аналогичным перестановкам в краевом суде. 12 января будет четыре года, как Николай Антонович возглавляет УВД, и, похоже, контракт ему будет продлен как минимум на год.

Проблемы в милиции в 2005 году оставались те же, что и предыдущие пять лет. Так и не пресечена деятельность "лесных баронов", не наблюдается рост уголовных дел, связанных с коррупцией, а граждане по-прежнему жалуются на участковых.

Конечно, цифры возбужденных уголовных дел "по лесу" растут, но тенденция не меняется: пиратские рубки продолжаются, лес по-прежнему уходит в Китай.

Кстати, несмотря на все громкие заявления по поводу борьбы с видеопиратами, нужно заметить, что этот бизнес милиция также не смогла "придушить". Нашумевшая операция в некоторых магазинах, торгующих контрафактной продукцией, и возбуждение уголовного дела по ст. 146 УК РФ отнюдь не остановили работу этих магазинов. Хотя на одном из заседаний "правовой" вице-губернатор (экс-прокурор края) Валерий Василенко ставил этот вопрос на контроль. Впрочем, с видеобизнесом понятно - во-первых, это выгодно потребителям, то есть почти всем жителям городов края, во-вторых, изначально борьба с "пиратами" носит несколько показной характер.

Гораздо сложнее то, что в крае нет громких коррупционных дел. Кстати, об этом журналисты поднимали вопрос на "вводной" пресс-конференции нового прокурора Приморья Александра Аникина. Пока официальный ответ правоохранителей таков: "Обращайтесь, давайте информацию, мы разберемся". Но что-то не верится, что до этого никто не обращался:

Однако самой главной проблемой УВД можно по-прежнему считать работу участковых. Во Владивостоке, где во всех пяти районах города проходили встречи милиции и населения, проблемы озвучивались одни и те же: или участкового не найдешь, или найдешь, но он ничего не решит. Отсюда вывод: милиция работает стабильно, но граждане недовольны.

Если оценивать работу милиции по десятибалльной шкале - твердое "шесть".

Краевая прокуратура: имидж превыше всего

То, что в этом году с поста прокурора Приморского края уйдет Валерий Василенко, было понятно еще в начале 2005 года. И было бы глупо привязывать сюда расстрел в прокуратуре Ленинского района Владивостока, который якобы повлиял на это. Просто пришло время новых людей.

Однако то, что на пост прокурора Приморского края направят Александра Аникина, прокурора Тверской области, представить было просто невозможно. Дело в том, что Аникин - явный кандидат на хороший пост в Генпрокуратуре. За пять лет работы на тверской земле он смог разобраться с коррупционерами крупного калибра.

Интересно и то, что смена руководства в любом силовом органе заканчивается обычно сменой всего руководящего состава. Но на прокурорском фронте пока без перемен: все заместители, оставшиеся со времен Василенко, пока пребывают на своих местах. И, похоже, уходить пока не собираются. Сам Александр Аникин, комментируя этот вопрос, говорит: "Ротация должна носить естественный характер:".

В 2005 году прокуратура сделала явный природоохранный уклон, расследовав большое количество дел по расхищению морских биоресурсов, в частности, краба. В результате этого часть браконьеров получила реальные тюремные сроки. Растет и количество конфискованных у нарушителей судов. По-прежнему под прицелом находится таможня:

С приходом Аникина, как и ожидалось, большое внимание стало уделяться надзору за ветвями власти. В частности, районные прокуратуры Владивостока начинают более тщательно следить за администрацией города. И тут тоже имеются определенные результаты - за некоторыми решениями прокурорские работники наблюдают очень пристально:

Вывод: семь баллов из десяти возможных.

Таможня: доходы растут, автомобилисты ненавидят

Что касается Дальневосточной таможни, то у нее был, пожалуй, самый беспокойный год. В конце 2004-го со своих постов ушли многие начальники (на уровне заместителей начальников ДВТУ), а некоторые руководители подразделений, как, например, Андрей Косолапов, начальник Владивостокской таможни - одной из самых ключевых, был переведен из Сибири. Кстати, если в прошлом году Владивостокская таможня недовыполнила план (низкие цифры стали поводом для "разбора полетов"), то в этом году только на "автомобильном направлении", по предварительным данным, план будет перевыполнен примерно на 114 процентов.

Хотя справедливости ради надо заметить, что в прошедшем году таможня изрядно оскандалилась. Введение мини-каталогов, принятое без учета мнения дилеров с "Зеленого угла", привело к всплеску напряженности. Причем начальник ДВТУ поначалу занял не самую лучшую позицию - после введения несогласованного варианта он вдруг ушел в отпуск. Отвечать на острые вопросы общественности пришлось его заму Александру Воробьеву. Еще одно наблюдение, касающееся таможни, - Эрнеста Бахшецяна злые языки упорно "высылают" из Приморья куда подальше - в Москву. В глазах жителей края Бахшецян так и не стал "своим". К тому же совместные заявления таможенников и гаишников о том, что с автомобилями, которые привозятся "под документы", "разберутся и наведут порядок", настораживают. Эти заявления несколько нелогичны, особенно с учетом того, что периодически прокуратура Приморья возбуждает уголовные дела против самих таможенников, "ошибающихся" при растаможке исключительно не в пользу государства. В общем, по итогам 2005 года таможня в Приморье - это финансово устойчивая организация, а вот с имиджем у нее нелады.

Семь из десяти баллов.

Наркополиция Приморья: трава не растет, идеология давит

Приморское управление наркоконтроля может похвастать тем, что в 2005 году у нее были очень мощные "уловы". Так, например, изъятая партия "цыганского" опия, которая в сентябре прошедшего года была перехвачена в Приморье, потянула аж на 120 кг! Важность этого события такова, что материалы уголовного дела собираются направить в следственный комитет наркополиции России.

Наркополицией края в 2005 году выявлено свыше 1,6 тысячи преступлений, что почти на 80 проц. больше, чем в 2004 году. При этом сотрудники наркоконтроля сумели сделать серьезный качественный рывок. Сегодня 90 процентов всех выявляемых полицейскими преступлений являются тяжкими и особо тяжкими. Фактически каждое четвертое преступление, раскрытое сотрудниками наркоконтроля, было совершено организованной группой или группой лиц по предварительному сговору, в три раза больше выявлено преступлений, связанных с организацией и содержанием наркопритонов (в 2005 году полицейские "накрыли" 60 притонов по всему краю).

Кроме того, в рамках операции "Мак" самостоятельно и во взаимодействии с другими правоохранительными органами было уничтожено на корню около 9 тысяч тонн наркосодержащих растений, прежде всего конопли. В 2005-м полицейские раскрыли более 40 преступлений, связанных с легализацией доходов от наркобизнеса (год назад такие преступления были единичны), а общая стоимость имущества наркоторговцев, изъятого в рамках уголовных дел, составила 4,4 миллиона рублей.

В то же время среди явных побед приморской наркополиции самая главная победа - на идеологическом фронте. Широкомасштабные акции по профилактике, проходящие в рамках губернаторской программы "Приморье без наркотиков", уже приносят плоды. Акция наркоконтроля, проведенная с "Единой Россией" в период с июля по декабрь 2005 года, когда врачи и сотрудники полиции встречались на предприятиях с родителями учеников, дала результаты. Решать проблему наркомании надо, в том числе и в собственной семье.

Среди прочего - наркоконтроль живет без каких-либо кадровых перестановок, хотя слухи постоянно сватают Александра Ролика, главу приморской наркополиции, начальником УВД вместо Николая Вачаева. Скажем так, этот вариант - один из самых маловероятных.

По десятибалльной системе оценка труда наркоконтроля - твердая "восьмерка". Потому что еще есть, над чем работать.

Суд края: два здания - один начальник

За один год краевой суд обзавелся новым руководящим составом, новым зданием и собственным пресс-секретарем. В начале года возникла небольшая путаница: сначала молва отправила в отставку Виктора Ражева, возглавлявшего крайсуд больше 10 лет. Преемником был назван один из замов - Александр Хижинский. Однако не прошло и недели с момента "отставки" Ражева, как он собрал пресс-конференцию, в которой рассказал об итогах работы суда. Следовательно, никакой отставки? Но меньше чем через месяц в качестве руководителя крайсуда, правда, с приставкой "и. о.", на всех положенных мероприятиях стал присутствовать Хижинский. В общем, непонятная ситуация тянулась более полугода, пока не пришел официальный указ Владимира Путина, в котором четко указывалось: председатель крайсуда - Хижинский.

Это же назначение совпало с презентацией нового здания крайсуда, где теперь заседает коллегия по гражданским делам. Знаменитое строение бывшего японского консульства с грифонами обрело нового хозяина - крайсуд расширился и теперь является обладателем двух зданий в центре города.

Краевой суд одним из последних обзавелся собственной пресс-службой. Благодаря этому теперь жители края будут иметь четкое представление, какие дела и как быстро здесь рассматриваются:

Восемь баллов за прорыв.

ОТ АВТОРА. Было бы неплохо, если бы силовики Приморья хотя бы при помощи Интернета приобрели интерактивность (обзавелись, например, Интернет-приемной), дабы каждый гражданин мог открыто высказать свое мнение о работе того или иного правоохранительного органа. И орган таким образом оперативно получает сообщение о "болевой точке", и гражданин высказывается не впустую...

Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, Нина петрухина (фото), "Владивосток"