Таможня считает добро
К концу года Дальневосточное таможенное управление (ДВТУ) подводит предварительные итоги своей экономической деятельности.
К концу года Дальневосточное таможенное управление (ДВТУ) подводит предварительные итоги своей экономической деятельности.
Интересные особенности выявлены в такой сфере, как развитие сети таможенных брокеров. В настоящее время в Дальневосточном федеральном округе могут осуществлять таможенное оформление товаров 295 брокерских компаний, занесенных в реестр таможенных брокеров. Однако фактически деятельность в качестве таможенных брокеров осуществляет не более 25 организаций.
В этом году в ДВФО на долю таможенных брокеров пришлось 16,5 проц. от общего количества оформленных грузовых таможенных деклараций. Это на 1,5 проц. больше, чем в 2004 году, но заметно меньше, чем в целом по России (где брокерами оформляется более четверти всех грузовых таможенных деклараций). Как считают специалисты ДВТУ, такие данные свидетельствуют о процветании "серого" рынка брокерских услуг - когда товар декларируется брокером "за печатью клиента", а сам брокер не несет при этом никакой ответственности. Причиной, способствующей развитию "серого брокерства", является, по мнению экспертов, неиспользование брокерскими организациями всех предоставленных таможенным законодательством возможностей. Например, сужение перечня услуг, которые могли бы предоставлять брокеры участникам внешнеэкономической деятельности при таможенном оформлении товаров, отсутствие гибкой ценовой политики в отношении предоставляемых услуг.
Еще один важный таможенный вопрос - количество складов временного хранения (СВХ). В 2003 году в Дальневосточном регионе функционировали 130 СВХ, но после введения нового Таможенного кодекса и изменения условий деятельности, их количество резко сократилось - до 58. В 2005 году после проведения таможнями региона мероприятий, направленных на активизацию процессов учреждения складов временного хранения, количество СВХ увеличилось до 72. Тем не менее проблема обеспечения временного хранения не решена - сохраняется дисбаланс между объемами импортируемых товаров и количеством складов (особенно сложная ситуация в морских портах и на железнодорожных станциях). Обустройство и оборудование многих складов временного хранения также оставляет желать лучшего.
Кроме того, сегодня таможня старается наладить полное взаимопонимание с участниками внешнеэкономической деятельности - выявить проблемы, с которыми сталкиваются коммерсанты при оформлении соответствующих документов. Для этого в декабре ДВТУ проводило анкетирование для выяснения имеющихся у бизнесменов претензий к существующим формам и методам работы. Сейчас полученные данные обобщаются для дальнейшего направления в Федеральную таможенную службу России.
Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, "Владивосток"