Предварительные итоги
Известное дело - год на год не приходится. Истина простая и касается не только тех, кто занимается сельским трудом, где многое зависит от погодных условий. И серьезный бизнес, в котором погода мало что значит, напрямую зависит от текущей конъюнктуры и колебаний рынка. В полной мере касается это и столь принципиальной для нашего региона отрасли, как судоходство. Здесь вообще другие временные параметры; все меряется или навигациями, или отрезками в 5-10 лет. Потому что строится судно не один месяц, а потом эксплуатируется не один год, а то и не один десяток лет.
Известное дело - год на год не приходится. Истина простая и касается не только тех, кто занимается сельским трудом, где многое зависит от погодных условий. И серьезный бизнес, в котором погода мало что значит, напрямую зависит от текущей конъюнктуры и колебаний рынка. В полной мере касается это и столь принципиальной для нашего региона отрасли, как судоходство. Здесь вообще другие временные параметры; все меряется или навигациями, или отрезками в 5-10 лет. Потому что строится судно не один месяц, а потом эксплуатируется не один год, а то и не один десяток лет.
И тем не менее от вечной традиции подводить каждый год в декабре некоторые, пусть и предварительные, итоги никуда не денешься. Хорошо ли, плохо, но еще раз облетела планета вокруг солнца, еще год прожит, и волей-неволей мы оглядываемся, пытаясь прикинуть: а все ли получилось так, как задумывалось, не допущено ли ошибок, будем ли мы потом гордиться тем, что сделали в уходящем, 2005-м?
Об этом и многом другом размышляет сегодня на страницах нашей газеты президент ЗАО "Корпорация "РИМСКО" (одного из крупнейших морских грузоперевозчиков на Дальневосточном бассейне) Фазил Алиев:
- Что и говорить: год был непростой, во многом - сложный. Но, по большому счету, в нашем деле иначе и не бывает. Шипинг, как называют судоходный бизнес во всем мире, вообще вещь, связанная с большим количеством разнообразных рисков и рыночных колебаний - от форс-мажорных погодных обстоятельств до не всегда предсказуемых изменений фрахтовых ставок или внезапных (чему мы все свидетели) и стремительных скачков цен на топливо.
Тем не менее, как и любая другая солидная судоходная компания, мы стараемся следовать своей, раз и навсегда избранной философии, стремимся планировать свою деятельность и в тактическом, и в стратегическом смысле.
Что касается завершающегося года, то мне кажется, что все основные задачи, которые мы ставили перед собой на 2005-й, нам в целом удалось решить. Однако, стремясь оценивать достигнутые результаты с максимальной объективностью, вначале хотелось бы коснуться тех трудностей, с которыми мы столкнулись.
В первую очередь, надо признать, что у нас несколько снизились объемы загранперевозок, или, как раньше называли, перевозок ГИФ (грузов иностранных фрахтователей). Основные причины - на поверхности.
Во-первых, мы стали значительно меньше бункеровать нашими танкерами иностранные рыбопромысловые экспедиции, особенно в юго-восточной части Тихого океана, в Индийском океане. Это, кстати, напрямую связано со стремительным ростом цен на топливо, при котором целый ряд рыболовецких компаний вынужден сворачивать объемы промысла.
Во-вторых, с 1 апреля уходящего года вступила в силу известная международная конвенция, согласно которой существенно ограничивается использование однокорпусных танкеров. Конечно, по нам это в известной степени ударило, что вполне закономерно: компания у нас достаточно молодая, бренду "РИМСКО", хотя его уже успели хорошо узнать во многих странах Тихоокеанского бассейна, всего 13 лет. И, конечно, мы бы просто не смогли начать сразу с приобретения нового, современного танкерного и рефрижераторного флота. Сегодня, однако, мы уже начинаем об этом вполне серьезно задумываться. Сейчас перед нами стоят вопросы и модернизации, и обновления флота. Тут, правда, надо отметить, что сейчас наблюдается пик судостроительных заказов, портфели ведущих верфей забиты вплоть до 2008 года. Тем не менее мы начали вести переговоры с судостроителями и, думаю, в обозримом будущем найдем приемлемое решение, которое отвечало бы ключевым направлениям нашего генерального курса: предоставлять качественный транспортный сервис, соответствовать современным требованиям морских перевозок.
Несмотря на возникшие трудности (часть из них мы предвидели и вполне отчетливо представляли себе заранее), нам удалось не только обеспечить флот - в первую очередь танкерный - грузовой базой, но и существенно эту базу нарастить. Речь идет, естественно, об увеличении объемов перевозок в каботаже. И здесь, полагаю, далеко не последнюю роль сыграл авторитет, который компания сумела заработать за последние годы как ответственный и исполнительный перевозчик. Свидетельство тому - целый ряд выигранных нами тендеров, которые проводили серьезные государственные структуры: Дальневосточный военный округ, Тихоокеанский флот, территориальное пограничное управление ФСБ РФ. По их заданию мы почти весь год завозили топливо в отдаленные гарнизоны, разбросанные по всему российскому тихоокеанскому побережью, вплоть до Восточной Арктики. Цифры говорят сами за себя. Если в прошлом, 2004-м году мы завезли в каботаже порядка 90 тысяч тонн, то ожидаемая итоговая цифра в этом году будет больше в три с лишним раза.
Серьезная цифра и серьезная, согласитесь, ответственность.
Надеюсь, что и в наступающем году мы продолжим эту работу с не меньшей результативностью.
Неплохо поработал в уходящем году и рефрижераторный флот компании. Если в 2004 году наши "риферы" перевезли около 150 тысяч тонн грузов, то конечный результат этого года, как мы надеемся, перевалит за 200 тысяч тонн. И здесь на рост показателей повлияло несколько факторов. Во-первых, это все те же победы в тендерах по завозу снабжения в удаленные точки. Во-вторых, нам удалось привлечь целый ряд новых клиентов. В-третьих, сказалось пополнение флота - в этом году мы начали оперировать еще одним транспортным рефрижератором "Профессор Меграбов".
Как и все последние годы, в 2005-м активно был задействован наш москитный флот, которым компания по праву гордится. Мы собирали его, что называется, с бору по сосенке, восстанавливая многие плавединицы буквально из руин. Яркий пример этого года - мы приобрели две шаланды знаменитого некогда Дальтехфлота, которые бывшие хозяева собирались продавать на металлолом. Мы их восстановили, и теперь в связке с нашим едва ли не единственным на бассейне плавкопром они представляют единый и весьма продуктивный комплекс, который, я убежден, не будет простаивать. Уже сейчас нам поступают предложения принять активное участие в осуществлении дноуглубительных работ в ряде портпунктов на севере края.
Однако, хоть и называем мы этот флот москитным, задействован он не только в Приморье. Наши буксиры активно трудятся у сахалинского побережья - в рамках проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2"; работают они и у берегов Хабаровского края, в районе Де-Кастри, где, как известно, ведется сооружение крупного нефтяного терминала.
Ну и, конечно, хотелось бы больше ясности с той точкой на побережье Приморского края, куда выйдет нефтепровод из Восточной Сибири. Мы понимаем, что наш малый флот скорее всего будет привлечен к участию в проекте, и хочу сказать, что мы к этой работе готовы.
Потому что в поддержание и обновление малого флота мы вкладываем средств и усилий ничуть не меньше, чем во флот океанский. Так, в последнее время мы начали реализовывать программу по замене двигателей на буксирах, ставим новые дизеля. Это, конечно, очень затратно. Но вместе с тем и очень востребовано. Мы поменяли оба двигателя на буксире "Капитан Царьков", и в результате его мощность выросла вдвое. Сейчас начинаем менять силовую установку на буксире "Капитан Епанишников", там, по нашим расчетам, мощность должна вырасти более чем в три раза. И таких буксиров (или, как говорят специалисты, таких корпусов) у нас семь. Сейчас первые два переоборудуем, будем тестировать, определяться, что делать с остальными:
Важно и то, что в уходящем году серьезный толчок в развитии получила наша береговая база. Компания стала собственником причального терминала на Дальзаводе. Благодаря этому наконец-то удалось решить проблему базирования нашего флота, а главное - проблему размещения нашей собственной и весьма эффективной судоремонтной базы. Другой приятный момент в развитии береговой составляющей - мы переехали в новый, собственный офис, который в отличие от предыдущего расположен буквально у причальной линии, как и подобает офису судоходной компании.
Наши усилия и старание, похоже, не остались незамеченными. В апреле уходящего года нам была присуждена национальная транспортная премия - "Золотая колесница". Это специализированная премия, и среди лауреатов было немало транспортников - автомобилисты, авиаторы, речники; "РИМСКО" оказалось единственной морской судоходной компанией.
Конечно, очень приятно было и то, что пару месяцев назад международный благотворительный фонд "Меценат столетия" наградил нас серебряной медалью "Национальное достояние". К слову, на Дальнем Востоке такая награда первая и пока единственная. Нас, честно говоря, вообще эта награда удивила. Потому что свою благотворительную деятельность мы стараемся, по возможности, не афишировать. Да, мы поддерживаем в меру своих сил несколько детских домов в Приморье, Дом ребенка во Владивостоке, перевели довольно крупную сумму в Беслан сразу после случившейся там трагедии. Но не считаем, что всеми этими вещами надо размахивать, как знаменем, и никакой политической или другой выгоды из этих поступков не ищем. Однако ж вот, заметили нас, зачислили в меценаты:
...Да, год был непростой. И успехи наши в целом, наверное, довольно скромны; вероятно, можно было добиться большего. Но главное здесь, как мне кажется, - это динамика, вектор, нацеленный на устойчивое развитие компании, постоянное придание ей новых импульсов. А вот это уже - наша философия; ей мы следовали, следуем и будем следовать.
Автор: Записал Андрей ОСТРОВСКИЙ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"