Оревуар, мы не прощаемся...
Аншлаги, переполненный холл - нечасто такое зрелище можно увидеть в кинотеатре будним вечером. Меж тем три дня подряд - пока во Владивостоке проходил фестиваль "Французское кино сегодня" - большой зал "Океана" был набит под завязку. Еще бы! Увидеть первыми в России лучшее прокатное кино Франции, пообщаться с актерами, продюсерами - разве можно упустить уникальную возможность?
Аншлаги, переполненный холл - нечасто такое зрелище можно увидеть в кинотеатре будним вечером. Меж тем три дня подряд - пока во Владивостоке проходил фестиваль "Французское кино сегодня" - большой зал "Океана" был набит под завязку. Еще бы! Увидеть первыми в России лучшее прокатное кино Франции, пообщаться с актерами, продюсерами - разве можно упустить уникальную возможность?
Фестиваль, пять лет проходивший в Москве, ушел в регионы по двум причинам: здесь началось бурное оживление киножизни, люди оторвались от телеэкранов и вернулись к большому кино. Значит, удачный момент для пропаганды французского кино. Кроме того, Москва и Питер стали слишком "вещью в себе", чтобы ориентироваться на вкусы тамошней публики. И потому французское кино пошло в народ.
Собственно, как рассказал Марк Лоло, директор прокатного отдела кинокомпании "Централ Партнершип", Россия уже в течение трех лет является крупнейшим закупщиком французского кино в мире: каждый год мы покупаем и смотрим примерно половину всех фильмов, что производят во Франции (около 100 лент). Часть из них доходит до Владивостока, часть нет, но факт налицо: любовь к тонкому, душевному, психологичному, яркому кино Франции никуда не делась за годы перестройки и кризиса проката.
Для владивостокской публики отобрали пять фильмов, причем над процессом отбора работали как представители ЮНИФРАНС, так и работники посольства, и прокатчики. Поэтому из чисто арт-хаусных лент в список попала всего одна: "Скрытое" Михаэля Ханеке (кстати, на днях эта лента собрала целый урожай "Феликсов" - это европейский вариант премии "Оскар" - пять статуэток!). Остальные четыре фильма - вполне коммерческое, прокатное кино: комедия, мелодрама, историческая драма, авангард. Главным же критерием отбора было качество фильма, и тут у зрителей нет поводов сомневаться в строгости подхода: каждую ленту провожали долгими аплодисментами, каждая вызывала неподдельные эмоции и задевала за живое.
Пропагандой и продвижением своих лент Франция занимается очень серьезно. "Кино - это имидж той страны, которая его произвела, - уверен Жоэль Шапрон, руководитель отдела стран Восточной Европы ЮНИФРАНС, - и так как язык кино универсален, он может сделать больше, чем другие виды искусства. Кино для нас - и впрямь важнейшее из искусств".
Сомневаться в словах господина Шапрона не приходится. "Французское кино сегодня" посетила весьма представительная делегация министерства иностранных дел Франции, посольства Франции в России. Как рассказала Сандрин Бютто, глава отдела французского кино МИДа Франции, каждый год их министерство покупает более 30 картин и устраивает их некоммерческие показы по всему миру.
Тому, как следует относиться к родному кинематографу, у французов можно только поучиться. Российское кино, несмотря на то, что оно сейчас вышло из комы и активно развивается, пока практически неизвестно в мире. Хотя "Централ Партнершип" надеется в ближайшее время изменить ситуацию к лучшему. Пока же достойную конкуренцию Голливуду составляют именно ленты родины кино. А мы - мечтаем о лучшем. Впрочем, мечты имеют свойство воплощаться в реальность, если сильно захотеть. Как отметил Петр Семин, руководитель отдела культуры администрации края, проведение фестиваля "Французское кино сегодня" во Владивостоке стало возможным благодаря стечению обстоятельств. Но обстоятельства создают люди, а значит - киножизнь в крае будет продолжать бурлить. И мы не прощаемся с французским кино. "Оревуар" значит "до свидания".
Интервью с самыми яркими персонами фестиваля, включая Ингеборгу Дапкунайте, читайте на следующей неделе!
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ (фото автора), "Владивосток"