На безымянной наркоте
На минувшей неделе во Владивостоке практически одновременно произошли два, казалось бы, внешне никак не связанных между собой, но вместе с тем весьма знаковых события. Во-первых, в администрации города под председательством Владимира Николаева прошло заседание, посвященное борьбе с наркотиками в ночных клубах. О многом шла речь: какие виды наркотиков продаются в клубах, как это происходит, как "крышуют" наркосбытчиков сотрудники правоохранительных органов и т. д.
На минувшей неделе во Владивостоке практически одновременно произошли два, казалось бы, внешне никак не связанных между собой, но вместе с тем весьма знаковых события. Во-первых, в администрации города под председательством Владимира Николаева прошло заседание, посвященное борьбе с наркотиками в ночных клубах. О многом шла речь: какие виды наркотиков продаются в клубах, как это происходит, как "крышуют" наркосбытчиков сотрудники правоохранительных органов и т. д. Однако самого интересного - в каких же именно клубах торгуют наркотой, представители СМИ так и не услышали. Во-вторых, в юридическом институте ДВГУ прошел семинар "Рынок коррупционных услуг".
Конечно, журналистов можно обвинить в том, что они выискивают "жареные факты" и скандалы, но на подобного рода мероприятиях хотелось бы конкретики в силу целого ряда факторов. Фактор первый: если кто-то из представителей исполнительной власти или правоохранительных структур говорит, что наркоту сбывают в "клубах города", то надо полагать, что во всех. Но тут же владельцы каждого из клубов дают жесткую отповедь таким обвинениям - мол, в нашем заведении такого точно нет, мы с этим боремся, нам это невыгодно, репутация дороже. Возникает вопрос: так наркота есть в клубах везде, у кого-то конкретно или ее нет ни у кого? Тут мнения хозяев клубов, силовиков и власти расходятся. Ясность внести могла бы четкая и конкретная информация: в каких именно клубах, кто и когда был задержан. Но этого никто не говорит. Чиновники объясняют, что клубы могут подать в суд за подрыв деловой репутации заведения.
Но позвольте, господа, мы сейчас говорим не об имидже клубов, а о национальной проблеме - наркомании, о том, что молодежь, приходящая в развлекательные заведения, подвергается опасности. Ведь на этом же заседании были озвучены данные станции скорой помощи Владивостока, согласно которым каретам СМП приходится очень часто выезжать в клубы, где валяющимся без сознания подросткам ставится диагноз "передозировка наркотиков". Значит, медицинские данные есть, правоохранительные - есть, а конкретных названий - все равно нет. Вывод простой: во Владивостоке не так много клубов, а значит, горожане должны знать - в каждом из них их дети подвергаются опасности.
Вообще, похоже, что привычка недоговаривать, оставлять некие "фигуры умолчания" становится у нас устойчивой практикой. Вроде и собственную озабоченность обозначили, и общественность взбудоражили, и грант американский при удобном случае освоили, и никого при этом не обидели.
В подтверждение этих слов - второй пример. В тот же день, когда совещались в мэрии, в Юридическом институте ДВГУ прошел открытый семинар на тему "Рынок коррупционных услуг". Среди прочего была озвучена интереснейшая информация - результаты опроса студентов двух владивостокских вузов на предмет того, насколько часто им в ходе учебного процесса приходится давать взятки. Цифры выявились очень любопытные - треть студентов вынуждены регулярно давать взятки преподавателям, и только один (из 240 опрошенных) заявил, что он принципиально не будет давать. Однако названия вузов не были указаны. Все попытки корреспондентов "В" выяснить - о каких же именно вузах идет речь, ни к чему не привели. Потому что на "некорректный" вопрос можно получить обтекаемый (а точнее было бы сказать, скользкий) ответ - "этот вуз просил его не называть".
Помните глупенькую песню из популярного советского сериала, в котором работники милиции изображались рыцарями без страха и упрека: "Если кто-то кое-где у нас порой...".
Ситуация между тем к смеху отнюдь не располагает. Сегодняшнее студенчество - это те, кто завтра будет самой активной и трудоспособной частью населения - города, края, страны. И именно им фактически вбивается в голову мысль: все построено на взятках, не подмажешь - не поедешь. После этого мы продолжаем с высоких трибун громить и клясть всепроникающую коррупцию, а при появлении конкретных фактов стыдливо умолкаем и боимся проронить лишнее слово: "Ну вы же понимаете: Репутация:". Да. Репутация. У России - как одной из самых коррумпированных стран мира.
...Еще на заре перестройки "Наутилус Помпилиус" пел: "Одни слова для кухонь, другие - для улиц"...
Чего стоит после всего этого антинаркотическая пропаганда с широковещательными (но всегда безымянными и безадресными) заявлениями? Зачем нужны разговоры о престижности нашего (в местных вузах, входящих, по утверждениям известных ректоров, едва ли не в элиту) образования, о высокой морально-нравственной атмосфере, царящей в учебных заведениях?..
Практика двойных стандартов никогда не доводила до добра. Ее главное порождение - цинизм. А потому не ругайте нынешнюю молодежь. Если у вас есть к ней какие-то претензии, не забывайте: мы сами сделали ее именно такой.
Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, "Владивосток"