Каталог с несколькими неизвестными
В понедельник на сайте Дальневосточного таможенного управления dvtu.vladivostok.ru, а во вторник на страницах "В" был опубликован долгожданный каталог справочной ценовой информации на бывшие в употреблении японские автомобили 1999-2005 годов выпуска - совместное дитя ДВТУ и приморских автодилеров. Ответив на одни вопросы, этот пространный документ одновременно породил ряд других.
В понедельник на сайте Дальневосточного таможенного управления dvtu.vlapostok.ru, а во вторник на страницах "В" был опубликован долгожданный каталог справочной ценовой информации на бывшие в употреблении японские автомобили 1999-2005 годов выпуска - совместное дитя ДВТУ и приморских автодилеров. Ответив на одни вопросы, этот пространный документ одновременно породил ряд других.
К несомненным плюсам отнесем сам факт "превентивного" опубликования справочника (начальник ДВТУ Эрнест Бахшецян нашел формулировку "мини-каталог" неудачной - и совершенно справедливо, принимая во внимание внушительный объем документа), а также участие представителей бизнеса в его составлении. Кроме того, каталог учитывает автомобили всех основных японских производителей, а не только Toyota и Mitsubishi, как было в начале октября. Что касается цен, то, по оценке специалистов компании auto.vl.ru, новый справочник максимально приближен к реальности. Оценочная стоимость автомобилей выросла, но не так резко, как это было сделано в первом варианте каталога, разработанного в ДВТУ "по внутренней методике". Стоимость некоторых автомобилей, так называемых народных, вырастет на несколько сотен, других (более элитных) - на несколько тысяч долларов. Подчеркнем, что речь в данном случае идет не о конечной рыночной цене, а о таможенной стоимости, на основании которой рассчитывается объем импортной пошлины.
Главный вопрос, на который сейчас не могут ответить представители автобизнеса, - это какую роль будет играть новый каталог в процессе таможенного оформления. Руководство ДВТУ говорит, что никто не отнимает у импортеров права документально подтверждать сумму сделки, чтобы размер таможенной пошлины рассчитывался исходя не из каталога, который устанавливает некую усредненную стоимость, а из чека, удостоверяющего покупку конкретного автомобиля за конкретную сумму. Но каким документам (чекам, "инвойсам", контрактам) и в каких случаях будет верить таможня - неизвестно. Если, к примеру, таможенник в каждом сомнительном случае будет обращаться к каталогу, не утруждаясь проверкой подлинности представленных предпринимателем документов, то право подтверждать сумму сделки окажется полностью выхолощенным. К тому же "вилка", то есть возможность принятия альтернативного решения, не может не порождать коррупционные соблазны.
По некоторым предположениям, введение нового ценового справочника сподвигнет бизнесменов оформлять ввоз автомобилей не на юридическое, а на физическое лицо: таможенная пошлина при ввозе машины физлицом рассчитывается исходя из рабочего объема двигателя и от цены вообще не зависит. Другой прогноз - увеличение потока "конструкторов", то есть автомобилей, разбираемых еще в Японии и импортируемых в качестве запасных частей. Руководители от таможни не раз заявляли о скором закате эпохи конструкторов, но реальных шагов в этом направлении пока не сделано.
Отметим также, что опубликованный справочник - всего лишь проект, который направлен в Москву для согласования в Федеральной таможенной службе. В случае одобрения он может быть введен в действие с 1 января 2006 года. Но за то, что документ в окончательной редакции не претерпит каких-либо изменений, сейчас не поручится никто.
Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"