Скачок из депрессии
За последние полтора десятка лет слова об экономической и социальной депрессии, охватившей регионы Дальнего Востока, изрядно приелись. Снизу заявляют о колониальной политике федерального центра, выкачивающего из территорий последние средства вместо того, чтобы пускать их на развитие производства, сверху парируют обвинениями в криминализации экономики и неспособности грамотно освоить выделяемые финансы. Сегодня уже ясно, что просто так "живых" денег нам никто не даст.
За последние полтора десятка лет слова об экономической и социальной депрессии, охватившей регионы Дальнего Востока, изрядно приелись. Снизу заявляют о колониальной политике федерального центра, выкачивающего из территорий последние средства вместо того, чтобы пускать их на развитие производства, сверху парируют обвинениями в криминализации экономики и неспособности грамотно освоить выделяемые финансы. Сегодня уже ясно, что просто так "живых" денег нам никто не даст. Не потому, что их нет - наоборот, денег в стране слишком много. Но федеральный центр согласен их выделять только под конкретные проекты, причем на условиях софинансирования снизу. То есть развитие депрессивных регионов - в значительной степени дело рук самих регионов.
В 2005 году Владимир Путин поставил перед правительством задачу ускоренного развития Сибири и Дальнего Востока, после чего кабинет разработал несколько совершенно новых механизмов оживления экономики. Одним из них стали особые экономические зоны (ОЭЗ), первые из которых появятся в России в 2006 году. Вчера в 16.00 по московскому времени глава Минэкономразвития Герман Греф планировал обнародовать результаты конкурса. В числе претендентов - Приморский край.
"Двадцатилетки" вместо пятилеток
Термин "свободная экономическая зона" приморцам знаком давно - таковая располагалась в Находке, но светлое будущее принесла только тем, кто ею непосредственно "рулил". Наученные этим опытом, законодатели сменили "свободную" на "особую" - видимо, чтобы не возникало ненужных ассоциаций с внутренними оффшорами и черными налоговыми дырами, в которые превратились свободные зоны. Изменились и требования к желающим воспользоваться поблажками, которые дает особый статус. А они очевидны: на территории ОЭЗ будет действовать "особый режим осуществления предпринимательской деятельности".
Федеральный закон об ОЭЗ президент Путин подписал 22 июля. В этот же день он издал указ об образовании Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, подведомственного министерству экономического развития и торговли. Руководить новой структурой премьер-министр Фрадков назначил своего помощника Юрия Жданова (в сентябре побывавшего во Владивостоке). Согласно принятому закону особые зоны могут быть промышленно-производственными (для освоения новых видов производств) или технико-внедренческими - для продвижения перспективных разработок. Уже после стало известно, что появятся зоны и третьего типа - туристическо-рекреационные.
Налогообложение резидентов особых экономических зон осуществляется в соответствии с законодательством РФ. "Особость" кроется в свободном таможенном режиме, действующем на территории ОЭЗ и рассчитанном прежде всего на зарубежного инвестора. "Иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения... запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности", - говорится в законе. То есть предполагается создать своего рода области пониженного таможенного давления, куда по всем законам экономической физики и устремится капитал.
Требования к бизнесменам-"резидентам" четкие: вложить не менее 10 млн. евро, причем первый миллион - в первый же год. ОЭЗ создается на двадцать лет, и этот срок не может быть продлен. А вот сокращен - запросто: если в течение трех лет на территории зоны так и не развернется соответствующая деятельность, ее ликвидируют.
С момента вступления в силу федерального закона об ОЭЗ все ранее созданные особые и свободные экономические зоны приказали долго жить, за двумя исключениями. Речь идет об особой экономической зоне, созданной в Калининградской области сразу же после распада СССР, и об аналогичной ОЭЗ в Магаданской области, появившейся на свет в 1999 году в целях оживления Колымы. На заседании Госдумы 25 ноября 2005 года депутаты продлили жизнь магаданской зоне. Причем не без участия президента, который буквально тремя днями раньше посетил Колыму и заявил, что статус магаданской ОЭЗ будет продлен минимум на год. Так и получилось.
Мечты о зонах
После объявления конкурса на создание в России ОЭЗ начали поступать заявки от регионов. Одними из первых претендентов стали Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Томск, Новосибирск, Татарстан, а также две дальневосточные территории - Приморье и Сахалин (несколько позже к ним прибавился Хабаровский край). Сразу же стало ясно, что борьба станет довольно жесткой: Минэкономразвития на первом этапе предлагает создать всего несколько зон. На конкурс поступило 72 заявки (29 на создание технико-внедренческих зон и 43 - на создание промышленно-производственных) от 47 субъектов РФ. Из них предполагается отобрать 6-7. Сначала говорилось о десяти, но в ноябре министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил, что до 2007 года будет создано "четыре или пять технико-внедренческих зон и две промышленно-производственные". Не исключено, что уже в следующем году состоится второй конкурс, а к названным двум типам зон добавится и третий - туристическо-рекреационный.
На сентябрьском совещании с губернаторами субъектов ДВФО во Владивостоке Герман Греф дал понять, что очень хотел бы видеть хотя бы одну-две особые зоны на Дальнем Востоке. То есть политическая воля имеется, дело за местными администрациями, от которых ждут грамотных заявок. В сентябре тогда еще действующий полпред президента в ДВФО Константин Пуликовский заявил, что связывает с ОЭЗ большие надежды на экономический скачок. По его словам, такие зоны могли бы появиться на Сахалине и Курилах, а также в районах Бурейской и Зейской ГЭС, где наличие дешевого электричества позволяет развивать энергоемкие производства. Хорошие шансы у Комсомольска-на-Амуре, где успешно используются высокоточные технологии. Не случайно в самом начале ноября премьер-министр Михаил Фрадков из Пекина направился именно в этот город Хабаровского края.
Виды на создание ОЭЗ есть и у Приморского края. В октябрьском интервью "В" губернатор Сергей Дарькин рассказал: "Мы ознакомили Германа Грефа со всеми нашими отраслевыми программами, их 14, и предложили несколько мест для особых экономических зон: Думаю, как минимум одна зона будет работать в Приморском крае. В качестве варианта - торгово-экономический комплекс на границе с Китаем. В добавление ко всему необходим новый закон о порто-франко. Для данной роли в Приморье подходит порт Восточный. Абсолютно уверен, что у нас получит развитие и рекреационная зона - остров Русский".
Если Русский претендует на создание туристическо-рекреационной зоны, то в поселке Пограничном возможно появление зоны промышленно-производственного типа. Территориально в нее может войти строящийся приграничный торгово-экономический комплекс "Пограничный - Суйфэньхэ", рядом появятся некие производства, в которые на льготных условиях будет инвестироваться в том числе и китайский капитал. Другая идея, которую озвучили представители Дальневосточного отделения Российской академии наук, - создание подобной зоны для производства подводных роботов, которые успешно разрабатываются сотрудниками Института проблем морских технологий ДВО РАН.
Пограничный или Восточный?
Если смотреть на вещи реально, то, видимо, в Приморье появится пока только одна зона. "Шансы регионов заполучить сразу несколько зон на своей территории минимальны, я в это смутно верю", - заявил руководитель профильного федерального агентства Юрий Жданов, хотя формально число зон на территории конкретного субъекта федерации никак не ограничено. Заседание конкурсной комиссии по отбору заявок на создание особых экономических зон под председательством Германа Грефа прошло в Москве 2 ноября. После этого над окончательным вердиктом думали представители Минэкономразвития, Минпромэнерго, Минфина и других структур. Победители станут известны сегодня.
На пресс-конференции 24 ноября губернатор Сергей Дарькин сообщил "В", что, вероятно, в Приморском крае будет создана одна особая экономическая зона технико-внедренческого типа. "Мы подавали документы на создание ОЭЗ в Пограничном, они не прошли конкурсный отбор, для доработки создана рабочая группа, - говорит Сергей Михайлович. - Поэтому сейчас рассматривается два варианта: либо это все-таки будет Пограничный, либо порт Восточный". К порту Восточному во время сентябрьского визита в Приморье проявил самое пристальное внимание Герман Греф. Вероятно, в ближайшее время Восточный серьезно нарастит свои мощности - либо в рамках создания ОЭЗ, либо в статусе порто-франко после принятия федерального закона о портах свободной торговли.
Закон о порто-франко, принятие которого ожидается уже к концу года, - еще один новый механизм наряду с особыми экономическими зонами. В сентябре во Владивостоке Герман Греф назвал и другие инструменты, которые при грамотном использовании могут принести территориям немалую экономическую выгоду. Это, во-первых, созданный недавно федеральный инвестиционный фонд, во-вторых, закон о концессиях, согласно которому бизнесмены смогут брать не подлежащие приватизации объекты в долгосрочную аренду. Да и нынешний конкурс на создание ОЭЗ - первый, но, видимо, не последний. Многое зависит от того, как зарекомендуют себя зоны-"пионеры".
Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"