Закон - что дышло?
Практически день в день, 26 ноября, ровно год назад на страницах нашей газеты были опубликованы материалы "Круглого стола", который прошел в редакции "В" и был посвящен попыткам уяснить, какие выводы должны быть сделаны из двойной трагедии, произошедшей незадолго до того в Японском море, - гибели более трех десятков приморских моряков с затонувших во время шторма судов "Вест" и "Ароса".
Практически день в день, 26 ноября, ровно год назад на страницах нашей газеты были опубликованы материалы "Круглого стола", который прошел в редакции "В" и был посвящен попыткам уяснить, какие выводы должны быть сделаны из двойной трагедии, произошедшей незадолго до того в Японском море, - гибели более трех десятков приморских моряков с затонувших во время шторма судов "Вест" и "Ароса".
Напомню, что тогда в большом и осмысленном "разборе полетов", состоявшемся в нашем конференц-зале, приняли участие люди, имеющие прямое отношение к расследованию трагедии, а также обладающие безусловным авторитетом в судоходном бизнесе, - вице-губернатор края Виктор Горчаков, заместитель краевого прокурора Владимир Богомолов, начальник морской администрации порта Владивосток Олег Парфентьев, президент ЗАО "РИМСКО" Фазил Алиев, заместитель генерального директора ОАО "ДВМП" по безопасности мореплавания Анатолий Сидоренко, ряд других весьма и весьма авторитетных специалистов, способных адекватно оценить ситуацию, складывающуюся в местной морской практике.
Участники разговора были во многом единодушны, оценивая тот, мягко говоря, бардак, который творится с выдачей паспортов моряка, формированием экипажей и особенностями эксплуатации флота (как правило, ветхих и дырявых "калош"), действующего под удобным флагом.
Зампрокурора края Владимир Богомолов тогда, в частности, отмечал (цитирую): "Конечно, мы будем выяснять, почему экипажи были столь многочисленны, почему на некоторых телах оказались десятки тысяч долларов, кто пил во время шторма, как действовал капитан, кто выдавал лицензии, кто истинный судовладелец. Непростые вопросы, на которые мы все-таки постараемся дать ответы. :Лишь тогда можно будет принять меры, чтобы снизить количество таких катастроф, тем более парных. Хотя без них не обойдется - трагедии на море неизбежны...".
Прошел ровно год.
Что касается выводов из случившейся трагедии, то и здесь, похоже, поставлена большая и жирная точка: не так давно дело о гибели более чем трех десятков приморских моряков прокуратурой закрыто "за отсутствием события преступления". Понимать это следует так, что виной всему оказались форс-мажорные обстоятельства (т. е., говоря на профессиональном морском языке, непреодолимая сила стихии), а никакой конкретной человеческой вины надзорные органы не усматривают.
Ну что ж, значит, именно так.
За скобками при этом остался ряд более чем странных фактов: стремительное уничтожение представителем находкинской морской администрации отходных документов одного из судов; заказное убийство вскоре после морской катастрофы Людмилы Николаевой - генерального директора компании "Вест-лайн", которая оперировала затонувшим "Вестом"; очередная, уже в июле текущего года перестрелка в офисе "Вест-лайна".
События преступления нет.
...Буквально на минувшей неделе прокуратура Приморского края распространила пресс-релиз о том, что Шкотовский районный суд приговорил к четырем годам лишения свободы президента парашютного клуба "Небесные рыцари" Владимира Волкова. Столь серьезный срок он получил за то, что судом был признан виновным в гибели парашютистки в марте этого года. В ходе расследования прокуратура установила и доказала в суде, что были допущены серьезные нарушения техники безопасности, повлекшие гибель человека.
Четыре года - серьезное наказание. Однако, по большому счету, это всего лишь крохотная попытка наказания за халатность, приведшую к смерти человека.
В гибели же более чем 30 наших земляков виновных нет.
...Я конечно же понимаю, что в клубном парашютном спорте и в судоходном бизнесе вращаются несопоставимо разные деньги. Я безусловно убежден в абсолютной неподкупности родной прокуратуры и в полном отсутствии у нее каких бы то ни было коммерческих интересов в крае, где все и вся связано с морем. Я догадываюсь, что бывают более чем случайные совпадения, из которых не стоит делать скороспелых и решительных выводов.
Но почему-то не идет из памяти реплика, оставленная одним из читателей "В" на сайте нашей газеты в те злополучные ноябрьские дни прошлого года: "Российские моряки - рабы. Свежие могилы, слезы, дети-сироты - плата за честный труд".
Что можно к этому добавить год спустя?
Пожалуй, нечего.
Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток"