Остроумный пошляк Игорь Губерман

Игорь Губерман, автор знаменитых "Гариков на каждый день", фигура неоднозначная. И отношение к нему такое же, как и он сам, двойственное. Едва во Владивостоке появились афиши Губермана, в редакцию "В" стали поступать гневные звонки. Читатели задавали одни и те же вопросы: "Как можно пускать на сцену антисоветчика, сиониста? Он пишет, что еврею в России жизни нет, а сам вырос тут, образование бесплатно получил и уполз в свой Израиль, к нам приезжает только денежки делать, на русских, между прочим!".

23 нояб. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1857 от 23 нояб. 2005

Игорь Губерман, автор знаменитых "Гариков на каждый день", фигура неоднозначная. И отношение к нему такое же, как и он сам, двойственное. Едва во Владивостоке появились афиши Губермана, в редакцию "В" стали поступать гневные звонки. Читатели задавали одни и те же вопросы: "Как можно пускать на сцену антисоветчика, сиониста? Он пишет, что еврею в России жизни нет, а сам  вырос тут, образование бесплатно получил и уполз в свой Израиль, к нам приезжает только денежки делать, на русских, между прочим!".

И вот концертный вечер. В зале всего пара десятков свободных мест. Присутствующие, в основном владивостокская интеллигенция, искренне и душевно приветствуют писателя. Без малого 70-летнего Игоря Губермана назвать стариком язык не поворачивается. Слушатели умолкают, и он начинает негромко говорить: "В прошлом году у меня совпали сразу три юбилея - 25 лет как посадили, 20 - как выпустили и 15 - как на сцене". Рассказывает Губерман так, будто перед ним не тысячная аудитория, а компания хорошо знакомых друзей: стишки читает по памяти, почти не заглядывая в шпаргалку, травит байки из жизни даже самого интимного характера, на реплики из зала отвечает пошленькими анекдотами. Через строчку крепкое словцо. О том, что в его выступлении нецензурной брани будет предостаточно, Губерман честно предупредил еще в начале вечера. Ненормативная лексика, объясняет он,  это неотъемлемая часть могучего и гибкого русского языка. К слову, матерок публику ничуть не испугал: в зале практически не было случайных людей. Подтверждением тому и километровая очередь в фойе в перерыве между выступлениями: подписать у автора книжку выстроилась добрая половина пришедших зрителей. Благодарные поклонники, несмотря на относительную дороговизну книг (самая дешевая - 200 рублей), со скоростью звука сметали их с импровизированного прилавка.

Как признается сам писатель, исколесивший едва ли не весь мир, вопросы из города в город примерно одинаковые: про скромность одежды, про переводы книг на иностранные языки, про то, почему, вопреки всем словарям, в книжках Губермана слово "г..вно" пишется через букву "а".

Последние несколько лет Игорь Миронович пишет стишки еще и для детей. По собственному признанию, уже много написал - десять или даже больше. Но они скорее не про детей, а про взгляд на взрослую жизнь глазами детей. Этими стишками Губерман и закончил свое выступление во Владивостоке. Напоследок он долго кланялся, прижимая руку к сердцу. А после признался, что он не настоящий артист и чувствует себя по-идиотски, когда зрители долго аплодируют. Аплодисменты утихли, зрители столпились у выходов из зала. И в этот момент, уже попрощавшись, на сцену снова вышел неутомимый Губерман.

- А давайте я вам еще почитаю, чтобы время не терять, пока вы выходите, - сказал он.

Теперь зал рукоплескал писателю уже стоя: И никаких эксцессов!

Не отдохнув ни минуты во время антракта, Губерман снова на сцене. Теперь черед присланных из зала записок.

- А вы вправду еврей?
- А что, показать?

***
- Ваши концерты - это творчество или заработки?
- Какое творчество?! О чем вы говорите?!

***
- Как вам дышится в нынешней России? Чем пахнет?
- Дышится свободно. Пахнет не очень.

Автор: Ольга АЛЕКСУТКИНА, "Владивосток"