Сытый голодного не разумеет, или Собачья жизнь
Модно нынче говорить о толерантности. Столько красивых слов! Даже праздники придумываются - то День согласия и примирения, то День народного единства. На деле же мы становимся все более нетерпимыми как в глобальном, так и в местечковом плане.
Модно нынче говорить о толерантности. Столько красивых слов! Даже праздники придумываются - то День согласия и примирения, то День народного единства. На деле же мы становимся все более нетерпимыми как в глобальном, так и в местечковом плане.
Если говорить в общем, то вряд ли 4 Ноября в ближайшем будущем станет восприниматься как "красный день календаря". Ну, придумали очередную игрушку - в невероятно далеком 1612 году освободили Москву от польских оккупантов. Давайте праздновать День единства? Историки, конечно, могут объяснить важность этого события, народ же в большинстве своем возмутился, ведь Москва - это не вся Россия. А столица, как известно, воспринимается многими в штыки - деньги из регионов по-прежнему выкачивает, живет там народ как у Христа за пазухой, даже наша дальневосточная рыбка и то там дешевле. В начале ноября, отмечая новый праздник, по улицам главного города России прошли национал-патриоты с лозунгом "Москва - для москвичей!". Они, конечно, отморозки, ненавидящие людей иной крови. Но ведь этот лозунг воспринимается и россиянами как отторжение всей страны от столицы.
Мы не любим своих же соотечественников, которым повезло родиться в Москве, они не переносят нас, считая, что провинциалы оккупируют "их" город. И вот тут впору вспомнить Смутное время, тот самый XVII век, когда прекратился конфликт между "сливками общества" и простым народом, после чего наступили десятилетия стабильности. Кто-то скажет, что такую параллель проводить нельзя. Но почему? Расслоение общества и нынче невероятно велико, общий язык богатые и бедные найти не могут, раздражение последних растет. Во что оно выльется, пока никто и предположить не может, ведь "верхи" все еще надеются на пресловутую толерантность. А вот недавний опрос, который проводил Институт комплексных социальных исследований (ИКСИ) РАН и немецкий Фонд Фридриха Эберта, подтвердил, что проблема богатых и бедных остается для нашей страны одной из самых острых. Да и как иначе, если 40 процентов российских чиновников (то есть богатых) считают себя особой кастой, а 76 процентов россиян с ними согласны.
Можно, конечно, вспомнить 27 наших миллиардеров и около 20 процентов соотечественников, живущих за чертой бедности. Но это несколько умозрительно. Если быть ближе к Приморью, то достаточно немного отъехать от центра Владивостока, особенно сейчас, в холодное время. Опавшая листва обнажила великолепнейшие коттеджи на Седанке, Санаторной, по дороге на Шамору: Кому они принадлежат? Тем же чиновникам, живущим на зарплату. Что говорят по этому поводу нищие, едущие на свои дачные участки в переполненных автобусах, в газете повторить нельзя по этическим соображениям. Ведь большинство из них живет в тесных хрущовках, молодые семьи ютятся с родителями, не надеясь ни на какую ипотеку, потому что перешагнули порог тридцатилетия. В целом по стране 40 процентов бедных ходят в должниках, в основном это долги по коммунальным платежам. Доходы богатых в 20 раз превышают доходы бедных. Такое расслоение общества приводит все к большему возмущению основной части населения страны, которое постепенно перерастает в ненависть. Наверное, это похоже на 17-й год с его лозунгом "Бей богачей!". Не бьют? Ну, это как сказать. Рассказывали мне некоторые приморские фермеры, как у них технику ломают, сараи поджигают, рассаду на огородах уничтожают. Вот он, бессмысленный бунт. Однако иного и ожидать не приходится.
Как сказано в том же докладе Института социологии, из 35 миллионов бедных треть - нищие, то есть это те, "кто плохо питается, не имеет нормального жилья, живет с ощущением полной безнадеги, невозможности что-либо изменить в своей жизни".
Несмотря на 7 миллионов богатых людей, наша страна бедная. И с каждым годом становится беднее. Это пугает еще и потому, что неимущий не может нормально заботиться о своем здоровье, следовательно, пускает в жизнь хилое поколение, не в состоянии выучить своих детей, которым изначально предопределено стать обслугой тех, кому богатенькие родители могут дать прекрасное образование. Бедняк не может посещать театры и покупать книги - некогда самая читающая страна в мире на глазах деградирует. А еще бедный не может быть гордым, у него чувство собственного достоинства подавлено. А вот грубым он при этом становится, выливая свое раздражение на так называемых иноверцев. Зайдите на любой рынок во Владивостоке - китайцы и вьетнамцы прекрасно овладели русским матерным только потому, что горожане именно на нем с ними разговаривают, темпераментные представители бывших кавказских республик эту терминологию давно знают, поэтому при их перебранках с нашими земляками детям лучше не присутствовать. Нищета порождает озлобленность. Правильно сказано в докладе ИКСИ: "Две трети бедных постоянно испытывают ощущение несправедливости всего происходящего вокруг, более половины часто ощущают, что так дальше жить нельзя, и одновременно собственную беспомощность из-за невозможности повлиять на происходящее". При этом богачи не стесняются демонстрировать свои возможности. Госпожа Робски книжки издает о себе любимой да о своем окружении, по ТВ и программы, и сериалы о жизни нуворишей запущены. Светская львица Собчак настолько не знает правды жизни, что позволяет своим подопечным бездельникам, якобы строящим дом, бросаться яйцами, которые, между прочим, не каждому пенсионеру по карману - все-таки больше 30 рублей за десяток. Простой народ в это время от льготного соцпакета отказывается - ради 450 "живых" рублей готов забыть, что возможная болезнь потребует невероятных трат.
В Приморье, между прочим, представители более ста национальностей проживают - о соседях-расистах что-то слышать не довелось. Есть, конечно, конфликты на бытовом уровне, но как таковой национальной розни нет. Существует (и неуклонно крепнет) другая неприязнь - бедных к богатым. Потому что ни в одной нормальной стране правительство не допускает 20-кратной разницы в доходах населения.
И все-таки по большому счету День народного единства нам нужен. Только не как искусственно насаждаемый праздник. Он должен стать подлинным днем единения народа, живущего в одной стране, в одном регионе. Может быть, именно в следующем ноябре богатый протянет "удочку" бедному, а нищий наконец встряхнется и начнет этой удочкой рыбу ловить. Фигурально, конечно. Иначе совсем скоро о модном слове "толерантность" придется окончательно забыть.
Автор: Галина КУШНАРЕВА, "Владивосток"