Помощь конкретная, адресная

Среди тех наших читателей, кто внимательно следит за всеми сообщениями о разработке и обсуждении проекта бюджета Приморья на 2006 год, немалую часть составляют так называемые краевые льготники. Именно они нынче звонят в редакцию с вопросами, увеличатся ли ежемесячные денежные выплаты, будет ли и после Нового года возможность приобретать 40-рублевые проездные билеты на электричку. На эти и другие вопросы по интересующей многих приморцев теме корреспондент "В" попросил ответить руководителя департамента социальной защиты населения администрации края Лилию ЛАВРЕНТЬЕВУ.

16 нояб. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1853 от 16 нояб. 2005

Среди тех наших читателей, кто внимательно следит за всеми сообщениями о разработке и обсуждении проекта бюджета Приморья на 2006 год, немалую часть составляют так называемые краевые льготники. Именно они нынче звонят в редакцию с вопросами, увеличатся ли ежемесячные денежные выплаты, будет ли и после Нового года возможность приобретать 40-рублевые проездные билеты на электричку. На эти и другие вопросы по интересующей многих приморцев теме корреспондент "В" попросил ответить руководителя департамента социальной защиты населения администрации края Лилию ЛАВРЕНТЬЕВУ.

- У нас около 170 тысяч краевых льготников. В расчете на них в проекте бюджета на будущий год заложено средств больше, чем в этом году. Сейчас ежемесячная денежная выплата для ветеранов труда и жертв политических репрессий - 300 рублей, для тружеников тыла - 400 рублей. Запланировано, что первые в 2006 году станут получать по 350 рублей, вторые - по 450.

Те граждане, кто имеет на 2005 год льготу на оплату услуг ЖКХ, будут пользоваться этой льготой и в следующем году. Сохранится и 50-процентная скидка при покупке билетов на все виды внутрикраевого транспорта. Во Владивостоке, насколько мне известно, проезд на муниципальном транспорте для пенсионеров останется бесплатным.

Что касается достигнутого с железнодорожниками в начале этого года соглашения, то оно безусловно будет пролонгировано, и краевые льготники по-прежнему смогут покупать на пригородные электропоезда проездные билеты на месяц всего за 40 рублей.

- А для федеральных льготников ничего не изменится?

- Практически ничего. 50-процентная скидка при оплате услуг ЖКХ остается. С 1 августа текущего года на шесть процентов увеличился размер ЕДВ. Например, ежемесячная денежная выплата для инвалидов Великой Отечественной войны выросла с 1550 рублей до 1643, для инвалидов первой группы - с 950 до 1007 рублей. Это связано с индексацией размера пенсии.

Правда, многие, как говорится, сами увеличили себе на 2006 год ЕДВ, отказавшись от предусмотренного 122-м законом для федеральных льготников социального пакета. Его стоимость - 450 рублей. Деньги, а не соцпакет, предпочли около 70 тысяч человек из 160 тысяч живущих в Приморье федеральных льготников. Это 43 процента. К слову, в среднем по России отказавшихся от социального пакета - 50 процентов.

Напомню, что в упомянутый пакет входит право на бесплатные санаторно-курортное лечение, проезд на электропоездах и лекарства по рецептам, выписанным врачом. В нашем крае большинство отказалось от полного объема соцпакета, а некоторые от какой-либо его части. По-моему, напрасно. "Сиюминутные" доплаты вряд ли принесут больше пользы, чем возможность подлечиться в хорошей здравнице. Все знают, сколь недешевы нынче путевки. А у нас в Приморье в этом году "по соцпакету", то есть бесплатно проходят курс санаторно-курортного лечения 10 тысяч человек! Путевок выделено в четыре раза больше, чем в предыдущем году.

- Наверное, всем нам свойственно надеяться, что здоровье не ухудшится и не понадобятся ни санаторий, ни лекарства. Поэтому многие льготники и выбрали "живые" деньги. Ведь не секрет, Лилия Федоровна, что стоимость жизни в нашем крае очень высока. Допустим, на продукты большинству хватает, но вот на новую одежду - нет. А если, к примеру, в небогатой семье произойдет какое-нибудь событие, требующее больших затрат?

- Такая семья не останется без поддержки. Уже около полугода в Приморье действует краевой закон о государственной социальной помощи для малоимущих граждан, имеющих доход ниже прожиточного минимума. Помощь оказывают из средств краевого бюджета по поводу рождения ребенка, смерти члена семьи, необходимости выезжать куда-либо далеко на лечение по направлению департамента здравоохранения.

Планируется, кстати, внести в вышеназванный закон изменения: дополнить перечень условий, дающих право на государственную социальную помощь. Вполне возможно, что деньги малоимущим будут выделяться и на приобретение жизненно важных предметов, например, зимней одежды и обуви, бытовой техники, дорогостоящих лекарств.

Добавлю, что те граждане, у которых и доходы ниже прожиточного минимума, и льгот никаких не имеется, в нашем крае за жилье, разумеется, в пределах социальной нормы, платят лишь 50 рублей в месяц.

Основное значение в последнее время мы придаем адресной помощи. С уверенностью могу сказать, что в Приморье уже выстроена четкая схема ее оказания. Вы, конечно, в курсе, что в соответствии с федеральным законом о местном самоуправлении с 1 сентября этого года полномочия социальной защиты населения переданы с муниципального на краевой уровень. Муниципальные образования больше не имеют полномочий социальной защиты населения. Поэтому в крае создана централизованная система социальной защиты: наш департамент теперь имеет разветвленную сеть территориальных отделов. Таким образом на всей территории субъекта федерации проводится единая социальная политика.

- Вы, Лилия Федоровна, имеете в виду прежде всего принцип единого социального окна? "В" сообщал о введении этого метода.

- Да, на сегодняшний день в крае действуют 140 стационарных и 100 выездных отделений приема граждан по социальным вопросам. Работают все эти отделения по принципу единого окна. Здесь можно сразу решить любые вопросы, скажем, оформить разные виды льгот или субсидию, получить адресную денежную помощь.

Бывает, человек пришел установить статус ветерана труда, сотрудник посмотрел документы: "Вы имеете право еще и на то, и на это". То есть мы сами предлагаем воспользоваться теми видами социальной помощи, о которых гражданин нередко и не знал или не считал, что они ему доступны. В нашем департаменте разработаны очень удобные в этом смысле, наглядные "Социальные паспорта домохозяйства", выпущены и специальные "Памятки для клиента". Надеюсь, все это окажется полезным для очень многих приморцев.