"Перемычка" жизни
Почти год длилось расследование обстоятельств смертельного случая, произошедшего в октябре прошлого года в лифте дома № 110 на Океанском проспекте во Владивостоке. Следствие сопровождалось рядом сложнейших экспертиз, и теперь наконец прокуратура Первореченского района направила в суд уголовное дело по ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Сотрудники прокуратуры не сомневаются, что в гибели семимесячной Ульяны, зажатой лифтом, виноват электромеханик.
Почти год длилось расследование обстоятельств смертельного случая, произошедшего в октябре прошлого года в лифте дома № 110 на Океанском проспекте во Владивостоке. Следствие сопровождалось рядом сложнейших экспертиз, и теперь наконец прокуратура Первореченского района направила в суд уголовное дело по ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Сотрудники прокуратуры не сомневаются, что в гибели семимесячной Ульяны, зажатой лифтом, виноват электромеханик.
Эта дикая история не забудется ни через год, ни через два, ни через пять лет.
30 октября молодая мама Марина после прогулки с новорожденной дочкой Ульяной возвращалась домой. На лифте она поднялась на пятый этаж и стала выкатывать коляску на лестничную клетку. Неожиданно двери лифтовой кабины стали закрываться, а лифт двинулся вниз. Ни раздвинуть руками дверцы, ни выдернуть коляску из дверного проема у женщины не получилось. Механизм лифта остановился лишь тогда, когда коляску с малышом придавил потолок кабины. Ребенка, зажатого в тиски, пытались спасти жильцы дома, но вытащить малышку из раздавленной коляски удалось лишь сотрудникам МЧС. К этому времени девочка уже была мертва.
Сразу же после несчастного случая Приморское управление по технологическому и экологическому надзору Роспотребнадзора получило распоряжение обследовать "лифт-убийцу" на соответствие его параметров техническому паспорту. Однако явных дефектов в механизме, послуживших причиной несчастного случая, эксперты так и не нашли:
Уровень неисправности
Вообще, существует официальное разделение неисправностей лифта. К первой категории относятся дефекты, при которых пользование лифтом допускается, но с условием их последующего устранения, ко второй - дефекты, при которых эксплуатация категорически запрещена. В лифте на Океанском проспекте комиссия нашла дефект из числа недопустимых - не действовал лифтовой блок безопасности "Обь", который в случае поломки должен был отключить питание и тем самым остановить лифт. Разбирательства прояснили картину. Блок безопасности вышел из строя не в один момент, он намеренно был приведен в нерабочее состояние. Точнее, на нем стояла электрическая перемычка, препятствующая обесточиванию лифта, если тот находился в аварийном состоянии.
К такому выводу эксперты пришли не сразу, а только после серии экспертиз. Комиссия попыталась воспроизвести ситуацию, аналогичную той, что была при происшествии. В одном из случаев кабину лифта, двигавшуюся вниз с застрявшим между дверей предметом, удалось остановить - лифт удержали специальные механические ловушки, и одновременно с этим отключилось электропитание. Но этот эксперимент оказался неудовлетворительным, потому как появившиеся в электронном журнале записи об опыте не соответствовали тем, которые остались в момент несчастного случая. Тогда эксперимент изменили и заблокировали цепь безопасности лифта. Получилось, что лифт зажал посторонний предмет и при этом не отключился. Не сработали и клинья ловушек, которые должны были "поймать" лифт. Зато в электронном журнале появилась запись, точь-в-точь совпавшая с той, что была в момент несчастного случая.
В том, что работе системы безопасности мешает перемычка, сомнений не осталось. Вот только как она туда попала? И для чего?
Экономя, губим людей
Согласно инструкциям и нормативным актам электромеханики обязаны ежедневно проводить технические осмотры лифта, каждые 15 дней выполнять текущий ремонт. И раз в шесть месяцев - полугодовой. После несчастного случая у компании "Лифтсервис", занимающейся обслуживанием лифтов, изъяли для проверки журналы ежемесячных и текущих осмотров. По данным этого журнала, последний раз лифт на Океанском проспекте ремонтировали 21 октября. По крайней мере, запись об этом сделал электромеханик. Но, как выяснилось, ремонт был только "на словах". Электромеханик не осматривал лифт: электронный журнал, который автоматически фиксирует информацию, показал, что в машинное отделение лифта никто не заходил и сам механизм в ходе осмотра не блокировался. И такие осмотры "для галочки" были не единичными. В своих показаниях сотрудникам прокуратуры электромеханик объяснил, что проверял лифт "по возможности". В частности, в течение октября такие "возможности" появлялись не каждый день, а лишь дважды в неделю. И на текущий ремонт, который по графику должен был состояться 21 октября и о выполнении которого расписался работник, также времени не хватило. Вместо трехчасового детального осмотра электромеханик лишь на глазок проверил работу лифта.
А между тем практически все жильцы дома №110 утверждали, что лифт работал очень плохо. Постоянные сбои и замыкания, частенько двери зажимали людей, и при этом их приходилось раздвигать руками. Да и вообще лифт в этом доме работал как калькулятор: если заходили несколько человек, каждый из которых нажимал кнопку своего этажа, например, 3 и 5, лифт автоматически суммировал цифры и останавливался на 8-м. Жалобы на неисправности поступали не только от жильцов: в течение долгого времени электронный журнал фиксировал то короткое замыкание цепей безопасности, то другие неисправности.
В тот злополучный день новая смена электромехаников, обслуживающих дом №110, видела на мониторе компьютера значок, что лифт отключен и в нем отсутствует напряжение. В своих показаниях сотрудникам прокуратуры они также сообщили, что поломку устранял электромеханик, непосредственно отвечающий за тот объект. А после его работы на экране высветилось, что лифт включен. Правда, значок, что питание на лифт не поступает, по-прежнему горел. Такое, по их словам, могло быть только тогда, когда на пускателе силового блока стоит перемычка: система безопасности блокируется, но продолжает отслеживать работу лифта.
Как говорят связисты-электронщики ООО "Владлифт", с начала прошлого года они уже не раз и не два снимали различные перемычки с неисправных лифтов. Понять, для чего в обход запретительных команд и блокировок ставили перемычки, в принципе несложно.
Работу лифтов периодически проверяет контролирующая организация, образованная городской администрацией. И если в момент их проверки какой-то из лифтов не работает, она вносит представление. В этом случае за поломанный лифт как за непредоставленную услугу администрация деньги не выплачивает. Автоматически урезается и зарплата электромеханикам. Что тоже в принципе правильно. Получается, им самим невыгодно, что лифт находится в нерабочем состоянии. Поэтому, чтобы лифт работал, пускай даже с неполадками, и зарплата не урезалась, электромеханики и устанавливали перемычки. Причем делали это так, что блок не фиксировал ее установку. И здесь уже дело совести каждого работника, что дефектный лифт продолжает работать, угрожая жизни ни о чем не подозревающих людей.
"Пусть ответят все"
Прошел год. Мы связались с Мариной. Встретиться с нами она отказалась. И это вполне понятно. Да и встречаться ей с кем-либо сейчас особо некогда: в августе в их семье появился маленький человечек, дочка Олеся.
О том, что за гибель Ульяны накажут конкретного человека, Марине известно.
- Я его вины не оспариваю, - говорит она. - Но ответственность должны нести также и владельцы источника повышенной опасности. Есть люди, которые принимали на работу этого человека, есть организация, которая занимается эксплуатацией лифтов. С них тоже нужно спрашивать...
Автор: Ольга АЛЕКСУТКИНА, Вера КОНЮХОВА, "Владивосток"