Всех спасет "Кальмар"
Еще каких-нибудь несколько недель, и море начнет покрываться льдом. Рыбаки устремятся за корюшкой по тонкому ледяному покрову. "Рыбалка" начнется и у спасателей. Причем у новичков, ведь с нынешнего сезона спасением на воде (по-морскому - спасанием) будет заниматься новая структура.
Еще каких-нибудь несколько недель, и море начнет покрываться льдом. Рыбаки устремятся за корюшкой по тонкому ледяному покрову. "Рыбалка" начнется и у спасателей. Причем у новичков, ведь с нынешнего сезона спасением на воде (по-морскому - спасанием) будет заниматься новая структура.
Нет, спасательные станции на Санаторной во Владивостоке, в поселке Тавричанка, в Находке и Рудной Пристани никуда не делись. Просто теперь они называются спасательными службами МЧС. И относятся к Приморскому филиалу Дальневосточного поисково-спасательного отряда на водных объектах (ДВРПСО), который "отпочковался" от Гос-инспекции по маломерным судам 1 июля 2005 года. ГИМСу оставили не менее важные обязанности - инспектирование и обслуживание судов.
В нашем крае главной базой отряда общей численностью 102 человека стала станция Санаторная. В зоне ее "обслуживания" - Амурский залив, в том числе прибрежные воды острова Русского. Сейчас полным ходом идет подготовка к периоду ледостава. К слову, синоптики обещают лед к декабрю. Но работы хватает уже сейчас. Люди в форме МЧС чистят и прогревают двигатель катера на воздушной подушке "Гепард", рассчитанного на 12-15 человек. Испытывают возможности нового аэробота "Пантера" на восемь человек, появившегося в распоряжении спасателей в августе. На подходе из Санкт-Петербурга два новых катера для спасения на воде "Кальмар" вместимостью до 18 человек. Запасаются в отряде и горюче-смазочными материалами. И хотя начальник Приморского филиала ДВРПСО МЧС России капитан I ранга запаса Юрий Лавренов считает, что для полной страховки необходимо иметь не менее трех катеров на каждой службе, все-таки главной силой остаются люди.
Для многих спасателей отряда грядущая зима станет первым морским испытанием. Это бывшие сотрудники реорганизованной краевой поисково-спасательной службы либо те, кого набрали на конкурсной основе. Требования следующие: возраст до 40 лет, хорошее здоровье, высшее образование, служба в армии за плечами, владение тремя-четырьмя прикладными специальностями. Кроме того, все кандидаты прошли специальную психологическую и медицинскую подготовку, а также сдали нормативы по вязанию узлов и плаванию. Состав спасателей отряда (64 человека) будет полностью аттестован к середине ноября. Причем закреплять теоретические знания и практические навыки они будут по четыре часа каждый день.
- Состав бодрый, - говорит Юрий Лавренов. - К спасению мы готовы в любой момент.
В одной смене - четверка бравых мужчин: старший смены, водолаз, водитель маломерного судна и универсальный спасатель. Каждый день они обязаны дежурить у биокуляра в будке на самом верху здания службы, вести журнал "посещаемости" залива. Утром нужно считать, сколько человек ушло на лед, а вечером - сколько оттуда вернулось. И не дай бог, цифра не совпадет: В этом случае, а также при поступлении тревожного сигнала на оперативный телефон спасатели должны не только себя, но и "Гепард" с "Пантерой" привести в готовность за 20 минут. Катера доставят на место по льду, шуге или чистой воде одинаково быстро. Если утопающих много, свыше 15 человек, то тех, кто не поместился в катере, прицепят по бортам. На берегу им окажут доврачебную помощь.
А вот механизмы подъема из-подо льда автомобилей пока еще только разрабатываются. И вопрос о стоимости этой услуги тоже в стадии решения.
Помогать спасателям на службе планируют выездные посты МЧС, которые в нескольких местах по берегу залива будут патрулировать обстановку в людные дни. Этого тоже раньше не было.
Сам Юрий Леонидович на новой должности с лета. Раньше он руководил морским отделом Дальневосточного регионального центра МЧС. Говорит, что обычно за сезон с декабря по апрель во всем регионе спасать приходится до 150 рыбаков. С катерами, кораблями, вертолетами:
- Было бы здорово, если б мы потеряли работу, - лукавит начальник. - И занимались бы только предупреждением, а все бы нас понимали.
Также, по мнению Лавренова, неплохо было бы штрафовать товарищей, упорно стремящихся на лед в опасный период. И создающих проблемы не только спасателям, несущим расходы (например, час полета вертолета оценивается в 37 тысяч рублей), а в первую очередь своим родным и близким.
Автор: Вера КОНЮХОВА (фото автора), "Владивосток"