Порочные братья
Ровно год назад сотрудники Приморского наркоконтроля получили тревожный сигнал. В доме, расположенном буквально в двух шагах от школы № 45 в Первомайском районе Владивостока, торгуют наркотиками. Информацию подтвердили и многочисленные звонки на "телефон доверия" от обеспокоенных родителей школьников.
Ровно год назад сотрудники Приморского наркоконтроля получили тревожный сигнал. В доме, расположенном буквально в двух шагах от школы № 45 в Первомайском районе Владивостока, торгуют наркотиками. Информацию подтвердили и многочисленные звонки на "телефон доверия" от обеспокоенных родителей школьников.
Продавали гашишное масло. Концентрированный наркотик, грамм которого вытягивает на 10 разовых доз. Это основа для изготовления "химки", пожалуй, самого распространенного "зелья" в Приморском крае, с которого, как правило, и начинается знакомство с миром иллюзий.
В квартире, в которой сбывали товар, жили сразу несколько человек. Кто сбытчик? Где берут наркотик? Удастся ли задержать? Не подхватят ли преступную эстафету другие жильцы? Оперативникам нужно было быстро и незаметно решить массу вопросов. Выяснили: наркоторговцы - два брата, оба наркоманы с криминальным опытом. Очень осторожны. Один неверный шаг - и вся операция разом провалится.
Мекка коноплеводства
Не прошло и месяца, как все "пароли и явки", криминальные схемы сбытчиков были известны. Полицейские убедились: работает не наркоман-одиночка, зарабатывающий себе на дозу, а полновесная организованная группа, у каждого участника свое амплуа.
Следы вели в Ханкайский район - Мекку приморского коноплеводства. Чтобы собрать достаточные доказательства на всех участников, полицейские решили провести так называемую контролируемую поставку. За следующей партией отравы наркодилеры отправились с оперативниками "на хвосте". Торговцы даже не подозревали, что уже давно находятся под колпаком, но на всякий случай домой решили вернуться по объездной дороге через Шамору. Видимо, надеялись, что раз не сезон, то и милицейских постов будет меньше. На КПП одной из воинских частей их и задержали. Не как в американском боевике, а по-русски - без погони и выстрелов. Обыскав машину одного из подозреваемых, нашли шприцы с наркотиком. В общей сложности 113 граммов гашишного масла и 42 грамма гашиша - почти полторы тысячи разовых доз.
Пора бы задержать и всю группу. Этой же ночью было решено навестить братьев-торговцев. Но вот как быстро и бесшумно попасть за железную дверь притона?! Ведь технология заметания следов у преступников в крови. При малейшей опасности все улики тут же будут смыты в унитаз или выброшены в окно. Счет шел на опережение. Но у полицейских свои хитрости: они хорошо изучили личность задержанного поставщика и сумели склонить его к сотрудничеству. Парень должен был всего лишь постучать в дверь к брату и попросить открыть.
Самураи наркотой не торгуют...
Дверь распахнулась. Размахивая самурайским мечом, на оперативников ринулся второй "торгаш". Но долго махать оружием ему не дали: реакция спецназовца была мгновенной, и через секунду "самурай" лежал в наручниках на полу, а в квартире началась процедура обыска. Потерявший воинственность любитель восточных поединков утих и почти сразу выдал полицейским все места, где спрятаны наркотики.
В это же время в Ханкайском районе, в поселке Камень-Рыболов, проводились обыски у поставщиков. В общей сложности оперативники за один раз выгребли из потайных схронов несколько тюков с марихуаной весом более 30 килограммов. Задержали и двоих местных жителей, тех самых, которые собирали, хранили, перерабатывали "травку" в гашишное масло и перепродавали концентрированный наркотик городским покупателям. Один из них в это время уже находился под следствием. Теперь ответит еще и за "наркоту". Казалось бы, в деле пора ставить точку:
"Прощения проси не у нас"
И точку бы поставили, передав уголовное дело в суд. Но поступила информация, что по тому же адресу, на улице 50 лет ВЛКСМ, снова продают наркотики. Это один из братьев, отпущенный по состоянию здоровья под подписку о невыезде, не придумал ничего лучшего, как продолжить промысел. Задержали второй раз. В той же тумбочке, в той же упаковке нашли гашишное масло. Наркоторговец встал перед операми на колени: мол, что хотите, сделаю, только не в тюрьму. Лучше бы он встал на колени перед матерями тех, кому сбывал наркотики, чья жизнь с детьми-наркоманами превратилась в ад.
Оперативников волновал вопрос, кто на этот раз поставляет наркоту на точку, поэтому решили воспользоваться услугами "помощника".
И узнали: Наркопоставщика уже разрабатывали, но установить его связь с уже задержанными никак не удавалось. А он не мелочился - продавал гашишное масло только оптовыми партиями, имел свои каналы поставки. Клубок помогла размотать ниточка: черный джип, на котором ездил наркобарон и который уже успел порядком примелькаться.
Лечение гашишем
Его знали как Сашу-врача. Он действительно был врачом. Днем добросовестно лечил в местном госпитале. Прекрасные характеристики с места работы, ни одной жалобы пациентов. А вечером торговал наркотой: осторожно, по нескольку раз меняя места передачи товара, постоянно опаздывая на встречи, проверяя и перепроверяя себя и соучастников. Гиппократ перевернулся бы в гробу, узнав, чем промышляют его последователи, дававшие клятву и призванные спасать жизнь. Опера охотились за ним уже давно, и на этот раз ловушка сработала.
Встречу назначили у обычной пятиэтажки в районе остановки "Фрегат". Хотя врач и вез наркотики на "свою" точку, то есть людям, которых хорошо знал, он и тут не изменил своим принципам: пытался запутать следы, проверить, нет ли слежки. Но судьба сыграла не в его пользу. Врач обхитрил сам себя: несколько раз меняя место встречи, он в итоге припарковал свой джип рядом: с машиной спецназа наркоконтроля. Такое не придумаешь в кино. Сидя за тонированными стеклами, группа захвата как на ладони - окно в окно - наблюдала весь процесс передачи наркотиков и денег, все увиденное снимала на камеру. А после того, как передача завершилась, спецназ в секунду вытащил врача из машины и уложил на асфальт у того самого черного джипа. Руки, закованные в милицейские браслеты, еще долго светились в лучах специальной лампы ядовитым желтым цветом. Тем, которым обычно помечают купюры.
Дети не при чем
Не так давно состоялся суд. В зале заседания было все: и заявления о том, что наркотики хранили для себя, и что болеют очень, а потому лечились, и что друг друга не знают. И что врач ничего не продавал - это ему долг вернули, а шприцы со "смолой" он в залог оставлял. Но суд не обманешь. В итоге приговор: братья-сбытчики получили по два с половиной года лишения свободы в колонии общего режима, врач-наркоторговец - восемь лет "строгача".
Когда материал готовился к печати, в Ханкайском районе началось рассмотрение уголовного дела в отношении группы поставщиков наркотиков из Камень-Рыболова. Казалось бы, в этой истории поставлена точка. Но за кадром остался всего один вопрос, на который вряд ли найдут ответ оперативники. Почти у всех задержанных есть дети. Именно из-за них мы и не указываем фамилии "героев". Дети ведь не виноваты... Дочке врача, например, сейчас шестнадцать. Самый опасный возраст, скажут наркологи. Интересно, а что сказал бы отец, сам торговавший "дурью", если его ребенку такой же "добрый дядя" сейчас продал бы дозу?
Автор: Ольга АЛЕКСУТКИНА, "Владивосток", Наталья ФЕДУЛОВА, группа информации и общественных связей УФСКН России по Приморскому краю, специально для "В"