Покатались - и хватит!
Заседания "согласительной комиссии", протесты автомобилистов возле здания Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ), громкие заявления депутатов и чиновников о недопустимости ущемления прав приморцев, надежда на вмешательство прокуратуры и правозащитников - все это оказалось не более чем демократическими иллюзиями, которые рассыпались после того, как московские начальники поставили любителей недорогого правого руля на место.
Заседания "согласительной комиссии", протесты автомобилистов возле здания Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ), громкие заявления депутатов и чиновников о недопустимости ущемления прав приморцев, надежда на вмешательство прокуратуры и правозащитников - все это оказалось не более чем демократическими иллюзиями, которые рассыпались после того, как московские начальники поставили любителей недорогого правого руля на место.
С наступающим Новым годом
По всей видимости, судьба "правильного руля" решалась в Москве на очень высоком уровне. На этот период начальник ДВТУ Эрнест Бахшецян оказался в отпуске, а приглашение депутатов Законодательного собрания выступить перед ними на сессии проигнорировал, аргументировав свой отказ тем, что не уполномочен делать доклад о политике своих московских начальников. Скандал, связанный с разработанными в ДВТУ "мини-каталогами" (они значительно повысили таможенную стоимость подержанных японских автомобилей, из-за чего конечная стоимость машины увеличится в зависимости от марки и состояния на 1-3 тысячи долларов), длится уже больше месяца. Но только в минувший четверг Эрнест Анзорович впервые публично заявил о своей позиции.
Если сначала первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Владимир Шамахов, экстренно прибыв во Владивосток, пообещал разобраться с ДВТУ и приостановил действие мини-каталогов, то после главный таможенник страны Александр Жерихов официально заявил, что эти документы заработают еще до Нового года. Позже косвенную поддержку таможенникам выразили глава Минэкономразвития Герман Греф и премьер-министр Михаил Фрадков. Только после этого Эрнест Бахшецян вышел из отпуска и пригласил прессу на брифинг, чтобы расставить все точки над i. Он заявил, что "деятельность дальневосточных таможенников по приведению в соответствие таможенных платежей с реальной стоимостью автомобилей получила положительную оценку во всех федеральных структурах", а из-за "занижения стоимости" иномарок российский бюджет теряет 180 млн. долларов в год. "Именно массовое занижение стоимости стало причиной того, что сегодня мы вынуждены прибегать к таким мерам", - отметил Бахшецян. Более того, он дал понять, что вскоре таможня займется и "конструкторами", хотя пока не совсем понятно, каким образом можно перекрыть этот канал поставки "непроходных" автомобилей. Что касается мини-каталогов, то они, вероятно, вступят в силу с января.
По всем фронтам
Но на главные вопросы, которые были заданы больше месяца назад, когда стало известно о появлении пресловутых "мини-каталогов", ответов по-прежнему нет. Непонятно, почему в этих каталогах стоимость подержанных "япономарок" выше, чем их реальная цена, по которой они продаются и покупаются на аукционах (статистика сделок доступна любому желающему в Интернете). Неясен и механизм применения каталогов. Эрнест Бахшецян повторил то, что его заместители говорили раньше: никто не запрещает импортеру доказывать подлинную стоимость автомобиля, каталог существует только для спорных случаев. Однако чекам и "инвойсам" таможенники верить не хотят. Естественно, автодилеры боятся всплеска коррупции: если чиновник вправе самостоятельно решать, поверить ли импортеру или воспользоваться каталогом (а "вилка" здесь измеряется тысячами долларов), это создает лишний соблазн у обеих сторон.
В четверг одновременно с брифингом группа автобизнесменов Приморского края написала открытое письмо на имя Бахшецяна. После первых протестов общественности, говорится в нем, таможенники пошли на диалог с дилерами и предложили искать компромиссные варианты через общественную организацию автопродавцов Приморского края. Однако 28 октября Эрнест Бахшецян издал приказ, в соответствии с которым рабочей группе сотрудников ДВТУ поручается до
10 ноября разработать новый "мини-каталог". Участников другой стороны в эту группу не включили. "Возникает вопрос, - пишут авторы письма, - для чего руководство органов таможни заигрывало с участниками внешнеэкономической деятельности и неоднократно предлагало совместную работу с общественными организациями, если этим приказом были перечеркнуты все договоренности". С другой стороны, ДВТУ объявило, что с 7 по 10 ноября приглашает автодилеров принять участие в формировании каталогов (для справок: 41-41-40, начальник службы федеральных таможенных доходов ДВТУ Гурин Леонид Иванович).
Единственное, чего точно удалось добиться автообщественности, - это обещания таможенников впредь не вводить новые схемы внезапно, а предупреждать о них заранее. Совершенно правильный подход, но дела он, к сожалению, не меняет. Наступление идет по всем фронтам: разработаны мини-каталоги для легковушек, усложнен порядок получения льготы при ввозе грузовичка "непроходного" года для личных целей, вновь заговорили и о борьбе с "конструкторами". Пока все эти нововведения подавались в качестве местной инициативы, представители приморских властей (как исполнительной, так и законодательной) обещали бороться с ущемлением прав граждан. Когда выяснилось, что речь не о самодеятельности территориальных подразделений, а о целенаправленной политике Москвы, пафос как-то сам собой схлынул.
"За державу обидно"
Слова начальника ДВТУ о $180 миллионах, которые ежегодно теряет федеральный бюджет при импорте автомобилей, можно понять и по-другому. До сих пор эти средства оставались в нашем регионе, худо-бедно выравнивали уровень жизни, шли на развитие бизнеса. Занижалась при этом стоимость иномарок или нет - другой вопрос: до решения суда преступником не может быть назван никто. Но теперь Дальний Восток лишат названной суммы. Будет ли она компенсирована федеральным центром в других формах - еще вопрос. Оказывается, мы с вами слишком богато живем: ездим на иномарках, да еще и поставляем их на запад, игнорируя интересы российских автозаводов.
Неизвестно, какую пользу для бюджета страны принесет введение в действие мини-каталогов. Но по крайней мере одного руководству ДВТУ добиться уже удалось: в глазах населения оказались дискредитированными и Дальневосточное таможенное управление как подразделение ФТС, и федеральные власти в целом. И еще одно соображение, как говорится, "в порядке бреда". На Интернет-форуме популярного сайта auto.vl.ru уже высказано предположение, что вся истерия вокруг правого руля инициирована работающими в Москве агентами западных спецслужб. Которым на руку рост сепаратистских настроений на окраинах России...
Автор: Василий АВЧЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"