Покатались - и хватит!

Заседания "согласительной комиссии", протесты автомобилистов возле здания Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ), громкие заявления депутатов и чиновников о недопустимости ущемления прав приморцев, надежда на вмешательство прокуратуры и правозащитников - все это оказалось не более чем демократическими иллюзиями, которые рассыпались после того, как московские начальники поставили любителей недорогого правого руля на место.

8 нояб. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1848 от 8 нояб. 2005

Заседания "согласительной комиссии", протесты автомобилистов возле здания Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ), громкие заявления депутатов и чиновников о недопустимости ущемления прав приморцев, надежда на вмешательство прокуратуры и правозащитников - все это оказалось не более чем демократическими иллюзиями, которые рассыпались после того, как московские начальники поставили любителей недорогого правого руля на место.

С наступающим Новым годом

По всей видимости, судьба "правильного руля" решалась в Москве на очень высоком уровне. На этот период начальник ДВТУ Эрнест Бахшецян оказался в отпуске, а приглашение депутатов Законодательного собрания выступить перед ними на сессии проигнорировал, аргументировав свой отказ тем, что не уполномочен делать доклад о политике своих московских начальников. Скандал, связанный с разработанными в ДВТУ "мини-каталогами" (они значительно повысили таможенную стоимость подержанных японских автомобилей, из-за чего конечная стоимость машины увеличится в зависимости от марки и состояния на 1-3 тысячи долларов), длится уже больше месяца. Но только в минувший четверг Эрнест Анзорович впервые публично заявил о своей позиции.

Если сначала первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Владимир Шамахов, экстренно прибыв во Владивосток, пообещал разобраться с ДВТУ и приостановил действие мини-каталогов, то после главный таможенник страны Александр Жерихов официально заявил, что эти документы заработают еще до Нового года. Позже косвенную поддержку таможенникам выразили глава Минэкономразвития Герман Греф и премьер-министр Михаил Фрадков. Только после этого Эрнест Бахшецян вышел из отпуска и пригласил прессу на брифинг, чтобы расставить все точки над i. Он заявил, что "деятельность дальневосточных таможенников по приведению в соответствие таможенных платежей с реальной стоимостью автомобилей получила положительную оценку во всех федеральных структурах", а из-за "занижения стоимости" иномарок российский бюджет теряет 180 млн. долларов в год. "Именно массовое занижение стоимости стало причиной того, что сегодня мы вынуждены прибегать к таким мерам", - отметил Бахшецян. Более того, он дал понять, что вскоре таможня займется и "конструкторами", хотя пока не совсем понятно, каким образом можно перекрыть этот канал поставки "непроходных" автомобилей. Что касается мини-каталогов, то они, вероятно, вступят в силу с января.

По всем фронтам

Но на главные вопросы, которые были заданы больше месяца назад, когда стало известно о появлении пресловутых "мини-каталогов", ответов по-прежнему нет. Непонятно, почему в этих каталогах стоимость подержанных "япономарок" выше, чем их реальная цена, по которой они продаются и покупаются на аукционах (статистика сделок доступна любому желающему в Интернете). Неясен и механизм применения каталогов. Эрнест Бахшецян повторил то, что его заместители говорили раньше: никто не запрещает импортеру доказывать подлинную стоимость автомобиля, каталог существует только для спорных случаев. Однако чекам и "инвойсам" таможенники верить не хотят. Естественно, автодилеры боятся всплеска коррупции: если чиновник вправе самостоятельно решать, поверить ли импортеру или воспользоваться каталогом (а "вилка" здесь измеряется тысячами долларов), это создает лишний соблазн у обеих сторон.

В четверг одновременно с брифингом группа автобизнесменов Приморского края написала открытое письмо на имя Бахшецяна. После первых протестов общественности, говорится в нем, таможенники пошли на диалог с дилерами и предложили искать компромиссные варианты через общественную организацию автопродавцов Приморского края. Однако 28 октября Эрнест Бахшецян издал приказ, в соответствии с которым рабочей группе сотрудников ДВТУ поручается до

10 ноября разработать новый "мини-каталог". Участников другой стороны в эту группу не включили. "Возникает вопрос, - пишут авторы письма, - для чего руководство органов таможни заигрывало с участниками внешнеэкономической деятельности и неоднократно  предлагало совместную работу с общественными организациями, если этим приказом были перечеркнуты все договоренности". С другой стороны, ДВТУ объявило, что с 7 по 10 ноября приглашает автодилеров принять участие в формировании каталогов (для справок: 41-41-40, начальник службы федеральных таможенных доходов ДВТУ Гурин Леонид Иванович).

Единственное, чего точно удалось добиться автообщественности, - это обещания таможенников впредь не вводить новые схемы внезапно, а предупреждать о них заранее. Совершенно правильный подход, но дела он, к сожалению, не меняет. Наступление идет по всем фронтам: разработаны мини-каталоги для легковушек, усложнен порядок получения льготы при ввозе грузовичка "непроходного" года для личных целей, вновь заговорили и о борьбе с "конструкторами". Пока все эти нововведения подавались в качестве местной инициативы, представители приморских властей (как исполнительной, так и законодательной) обещали бороться с ущемлением прав граждан. Когда выяснилось, что речь не о самодеятельности территориальных подразделений, а о целенаправленной политике Москвы, пафос как-то сам собой схлынул.

"За державу обидно"

Слова начальника ДВТУ о $180 миллионах, которые ежегодно теряет федеральный бюджет при импорте автомобилей, можно понять и по-другому. До сих пор эти средства оставались в нашем регионе, худо-бедно выравнивали уровень жизни, шли на развитие бизнеса. Занижалась при этом стоимость иномарок или нет - другой вопрос: до решения суда преступником не может быть назван никто. Но теперь Дальний Восток лишат названной суммы. Будет ли она компенсирована федеральным центром в других формах - еще вопрос. Оказывается, мы с вами слишком богато живем: ездим на иномарках, да еще и поставляем их на запад, игнорируя интересы российских автозаводов.

Неизвестно, какую пользу для бюджета страны принесет введение в действие мини-каталогов. Но по крайней мере одного руководству ДВТУ добиться уже удалось: в глазах населения оказались дискредитированными и Дальневосточное таможенное управление как подразделение ФТС, и федеральные власти в целом. И еще одно соображение, как говорится, "в порядке бреда". На Интернет-форуме популярного сайта auto.vl.ru уже высказано предположение, что вся истерия вокруг правого руля инициирована работающими в Москве агентами западных спецслужб. Которым на руку рост сепаратистских настроений на окраинах России...