Вводить, но с ограничениями

Губернатор Приморского края Сергей Дарькин в интервью корреспонденту "В" прокомментировал обстоятельства, связанные с вступлением в силу практического этапа реформы местного самоуправления.

1 нояб. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1845 от 1 нояб. 2005

Губернатор Приморского края Сергей Дарькин в интервью корреспонденту "В" прокомментировал обстоятельства, связанные с вступлением в силу практического этапа реформы местного самоуправления.

- Для того чтобы выполнить в Приморье положения федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления", в Приморье приняли 164 краевых закона. Это законы обо всем: кто должен учить, кто должен лечить, сколько рублей получает уборщица, кто будет ремонтировать дорогу и так далее. В чем сложность 131-го закона? Есть два обстоятельства. Первое - это то, что при передаче полномочий на нижний уровень не все полномочия на 100 процентов обеспечат деньгами или вообще не обеспечат. Три полномочия, на наш взгляд, самые сложные. Первое - это предоставление жилья малообеспеченным слоям населения, а у нас таких 25 процентов в Приморском крае. По 131-му закону жильем должно обеспечивать муниципальное образование, но у него на это денег нет и никогда не было. И при передаче полномочий с вышестоящего уровня федерация вместе с этими полномочиями деньги нам не передает, то есть у нас их тоже нет. Полномочия есть, но исполнять мы их не можем, потому что нет денег. Второе - это полномочия по жилищно-коммунальному хозяйству. Мы считаем, что муниципальное образование не в состоянии их исполнять в силу объективных и субъективных причин. Третье неосуществимое - это ремонт и строительство муниципальных дорог. На это у муниципалитетов тоже нет средств. К примеру, деревня Варпаховка будет строить себе дорогу. Допустим, у нее есть на это деньги. Где она возьмет архитектора, где она возьмет проектно-сметную документацию, где она возьмет дорожно-строительное управление, которое будет все это делать? На сегодня это неосуществимые задачи:

Все три упомянутых полномочия вызывают у нас вполне обоснованные опасения. Именно поэтому при вводе в действие ФЗ №131 на территории Приморья как минимум три эти полномочия на поселенческий уровень мы передавать не будем, поскольку у муниципалов нет под это денег. И это главная проблема в части практической реализации реформы местного самоуправления.

Второе обстоятельство, вторая по важности проблема - это то, что "внизу" нет кадров, которые эти полномочия смогут эффективно исполнять, обеспечивая людям комфортные условия проживания. На самом деле, реформа делается для того, чтобы приблизить власть к населению, чтобы в любой деревне был профессионал, который мог бы решить тот или иной вопрос. Этого на сегодня нет, и это вторая проблема, которую мы должны решить, и вторая причина вводить в действие 131-й закон с определенными ограничениями. Подписанные президентом Владимиром Путиным изменения в ФЗ № 131 такую возможность нам полностью предоставляют.