Один день Александра Петровича

Его не пугает и не огорчает, что каждый день его жизни похож один на другой. Ведь это лишь внешняя схожесть, за которой каскад новых встреч, образов, эмоций. Дом - театр - академия искусств - театр - дом. И так по кругу, по кругу, как по спирали вверх: Именно на этих "трех китах" надежно стоит его земная сфера.

1 нояб. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1845 от 1 нояб. 2005

Его не пугает и не огорчает, что каждый день его жизни похож один на другой. Ведь это лишь внешняя схожесть, за которой каскад новых встреч, образов, эмоций. Дом - театр - академия искусств - театр - дом.
И так по кругу, по кругу, как по спирали вверх: Именно на этих "трех китах" надежно стоит его земная сфера.

Утро

Мысль о бодрящих процедурах вроде зарядки и обливания холодной водой его посещает редко. Поджарый, в меру мускулистый, он не нуждается в дополнительных физических нагрузках и закаливании. По крайней мере, он себя в этом убедил. А вот чашка кофе с сигаретой - это то самое, без чего не начинается ни одно утро Александра Петровича. Чем завершился вчерашний день, чем будет наполнен сегодняшний, обычно не озвучивается, не обговаривается, разве что-нибудь экстраординарное: Запахнул куртку - и на городском транспорте до остановки "Лазо".

Даже если нет утренней репетиции, Александр Петрович приходит в театр. В гримерке особое пространство обитания. Здесь в перерывах между репетициями и спектаклями когда-то бились в шахматы, когда поочередно развалились сначала бильярдный, потом теннисный столы, установленные в большом художественном цехе. Славский преуспевал во всех состязаниях. Теперь разыгрываются сражения в нарды. Тут за журнальным столиком можно наскоро перекусить, выпить кофе, зеленый чай, минералку: (список напитков не полный. - Прим. авт.).

Здесь комфортнее работать над новой ролью, готовиться к занятиям со студентами, решать текущие вопросы. Помимо своей прямой функции гримуборная исполняет роль рабочего кабинета Александра  Славского как председателя Приморского отделения Союза театральных деятелей России (СТД). Как его хватает еще и на общественную деятельность при такой нагрузке в театре - остается только догадываться. Все это требует немалого времени - обивать пороги высокого начальства, доказывая необходимость деятельности СТД, решать массу рутинных вопросов, разбираться в бумагах, отчетах, заявлениях.

На гримерном столике, на створке зеркала, висит кем-то подаренный Славскому галстук с изображением Скорпиона.

Это его знак Зодиака.

- Я действительно настоящий Скорпион, - откровенно говорит Александр Петрович. - И себя поедом съедаю, и другим спуска не даю. Многие считают мой характер скверным. Но это уже их проблемы. Опоздавший на репетицию актер не может быть прощен через минуту. А сорванная репетиция становится хорошим уроком на будущее. Поблажки ничему не учат. Я в этом убежден!

Он может быть вспыльчив, резок, упрям, при этом сентиментален и доверчив.  

Как-то на служебном входе театра к нему подошел взволнованный молодой человек, спросил, нет ли сейчас в театре актера Владимира Сергиякова, мол, его знакомого. Оказалось, что парень попал в ДТП, а с собой не оказалось нужной суммы денег заплатить штраф. Фамилия Сергиякова на Александра Петровича подействовала как пароль на резидента. Он выгреб из карманов, благо, накануне была получка, немалую сумму денег. Парень обещал через пару часов вернуть долг. С той поры уже второй год пошел: 

День

Занятия со студентами театрального факультета Дальневосточной государственной академии искусств начинаются в 14.20.  Как всегда, минута в минуту педагог на пороге, студенты - навытяжку. Нынче у Славского новый набор. Но уже с первых занятий первокурсники поняли, что такое дисциплина. Вот они стоят, голубчики, полукругом, плечом к плечу, в костюмах из подбора для этюда на тему "Ярмарка": сарафаны, пестрые юбки, подпоясанные косоворотки, жилетки: Особая церемония приветствия, перекличка. И тут выясняется, что отсутствует студент, отвечающий за музыкальное сопровождение занятия. Гром! Молния! Категорическое требование передать прогульщику и подставщику явиться со справкой от врача, если действительно "заболел животом". Студентам дается пять минут: переодеться для занятий по мастерству актера, привести аудиторию в соответствующий порядок. Время пошло!

- В театральной школе существуют такие понятия: тренинг и муштра, - поясняет корреспонденту "В" Александр Петрович. - Чтобы актер умел владеть своим телом, ощущал себя частью актерского ансамбля, не надо себя щадить. А поскольку они еще не обучены этому, я с них стружку снимаю. Важно, чтобы они с первых шагов имели верное представление об актерской профессии, расстались с иллюзиями, что это - вечный праздник.

- Александр Петрович,  разве вы сами не витали в облаках, когда пришли учиться в театральный институт?

- И я витал, и меня обламывал мой педагог Сергей Захарович Гришко. Вот только мы были более восприимчивы к требованиям и менее амбициозны, чем нынешнее студенчество, как мне кажется.

Стороннему наблюдателю, присутствующему на занятии по мастерству, педагог Славский может показаться деспотом! Сели-встали, сели-встали: Жестче, чем  в армии. Причем сделать это надо всем одновременно и беззвучно! Нельзя скрипнуть половицей, шаркнуть подошвой, шелестнуть одеждой. Каждое очередное задание выполняется столько раз, сколько потребуется для идеального выполнения. К концу занятия футболки - хоть выжимай.

Краткого общения со студентами было достаточно, чтобы понять: они обожают своего мастера (так на актерском отделении величают руководителя курса), доверяют ему, боготворят. Из 29 студентов больше половины - неместные. Оторванные от дома, они видят в Александре Петровиче главного наставника, отца родного.

Сам Славский не берется комментировать чувства, которые испытывает к своим подопечным, к преподаванию в академии искусств, где он работает вот уже второе десятилетие. Наверное, в своих учениках он продляет краткий, мотыльковый, актерский век. Так, как он продляет век своего мастера Сергея Гришко. 

Вечер 

За час до спектакля Славский уже в театре. На "Поминальную молитву" его семья прибывает почти в полном составе: жена - актриса Наталья Кульчихина и сын. Шестилетнему Мишаньке уготована судьба закулисного ребенка. Старшая дочь Татьяна, насмотревшись на театральную жизнь родителей, выбрала иную стезю:

Гримерка преображается, как и ее обитатели: Пусть это таинство будет скрыто от посторонних глаз. Хотя безумно интересно наблюдать, как актер готовится к спектаклю, с каким внутренним наполнением подходит к кулисам, выходит на сцену.

Александр Славский всегда разный, непредсказуемый. Встречи с его ролями предполагают ожидания и оправдание этих ожиданий. Интересно отслеживать созданные им образы в динамике. Как они меняются, наполняются новыми чертами, деталями. "Борис Годунов", "Забыть Герострата", "Иванов", "Мафиози", "Укрощение строптивой", "Шут Балакирев",  "№ 13, или Безумная ночь": Список можно продолжать.

Как говорится, еще не вечер. И приморским зрителям по-прежнему интересно: каким они увидят артиста Александра Славского в очередном спектакле, в новой роли?

Досье "В"

Александр Славский родился 1 ноября 1955 года в г. Артеме Приморского края.  В 1973 году поступил в Дальневосточный институт искусств, по окончании которого служил в ансамбле песни и пляски ТОФ. После двух театральных сезонов в краевом театре драмы им. Горького вместе с группой артистов во главе с Ефимом Звеняцким уехал в Комсомольск-на Амуре. Через пять лет вся команда вернулась во Владивосток на сцену драматического театра им. Горького. Александр Славский - заслуженный артист России, председатель Приморского отделения Союза театральных деятелей России, руководитель курса театрального факультета кафедры  мастерства актера ДВГАИ.

Автор: Татьяна БАТОВА, "Владивосток", фото из архива "В"