Врагу не сдается наш гордый 'Варяг'

Китай собирается использовать в военных целях недостроенный советский авианосец "Варяг", купленный у Украины семь лет назад. Подтверждение этому содержится в материале гонконгского военного журнала KANWA, который поступил в открытую продажу в середине минувшей недели.

21 окт. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1840 от 21 окт. 2005

Китай собирается использовать в военных целях недостроенный советский авианосец "Варяг", купленный у Украины семь лет назад. Подтверждение этому содержится в материале гонконгского военного журнала KANWA, который поступил в открытую продажу в середине минувшей недели.

В распоряжении журнала оказались уникальные фотографии "Варяга" в доках китайского порта Далянь, которые свидетельствуют о том, что корабль готовят к использованию в "военных целях".

Как рассказал главный военный эксперт KANWA Андрей Чан (Andrei Chang), который следит за судьбой старого советского авианосца с 1998 года, когда туристическая компания из Макао persoes Chong Lot Limitada купила "Варяг" на Украине за 20 млн. долларов, представители компании тогда утверждали, что собираются превратить авианосец в "океанское казино".

Однако уже через два года туристическая компания исчезла из городских справочников, а по старым контактным телефонам находились совсем другие люди и фирмы, делится сведениями Чан. Более того, три года назад "Варяг" отбуксировали в порт Далянь на северо-востоке Китая.

"Если бы из "Варяга" действительно хотели сделать плавучее казино, все работы можно было осуществить в Шанхае или Гуанчжоу, которые географически намного ближе к Макао", - говорит Чан.

"Кроме того, переделка авианосца в развлекательный центр не может занимать столько времени, да и ни одна частная компания не согласится ждать восемь лет, когда ей вернут вложенные деньги", - убежден военный эксперт.

По мнению Чана, последние три года китайские эксперты занимались тщательным анализом структурных особенностей бывшего советского авианосца.

"В последние годы китайцы неоднократно приглашали бывших советских конструкторов авианосцев выступать с лекциями перед местными военными экспертами. Кроме того, различными путями в КНР попали некоторые разделы документации по строительству авианесущих крейсеров", - утверждает он.

Вместе с тем гонконгский эксперт сомневается в том, что китайцы собираются превратить "Варяг" в настоящий боевой авианосец, как настаивают некоторые западные эксперты.

"Из моих бесед с украинскими инженерами, занимавшимися предпродажной подготовкой "Варяга", следовало, что авианосец в принципе можно превратить в боевой корабль, но это потребует таких финансовых затрат, что дешевле будет построить корабль с нуля", - отметил Андрей Чан.

По мнению гонконгского эксперта, "Варяг" скорее всего будет использоваться в качестве "тренировочного авианосца".

"На фотографиях, которые нам удалось получить, видно, что корабль перекрашен в традиционный для китайских военных кораблей серебристый цвет; вдобавок к тому название "Варяг" убрано с бортов, а это значит, что китайцы собираются дать авианосцу новое название", - считает Андрей Чан.

Видно также, продолжает он, что работы ведутся в двигательном отсеке, отремонтирована платформа для радарного комплекса. Все это позволяет утверждать со 100-процентной уверенностью, что все работы на "Варяге" ведутся в военных целях, "ни о каком казино не может быть и речи".

Китайские власти неоднократно отрицали, что планируют начать строительство авианосцев в ближайшее время. В то же время в китайской военной стратегии большое внимание уделяется противодействию авианосцам США, постоянно базирующимся в Тихом океане. Так, при Инженерном институте Народно-освободительной армии Китая (НОАК) создана специальная исследовательская группа, главной задачей которой является изучение способов борьбы с авианосцами противника, сообщает журнал KANWA.

Справка "В"

После распада Советского Cоюза в 1991 году авианесущий крейсер "Варяг" остался на верфи Николаевского судостроительного завода. При разделе Черноморского флота между Россией и Украиной "Варяг", заложенный в 1988 году, отошел украинскому государству.

Спустя семь лет авианосец, финансировать строительство которого Украина была не в состоянии, продали Китаю за 20 миллионов долларов.

Автор: Служба оперативной информации "В"