Дело об убийстве Андрея Захаренко передано в суд

В Приморский краевой суд поступило уголовное дело по обвинению группы лиц в подготовке и совершении убийства генерального директора “Приморрыбпрома” Андрея Захаренко, а также в совершении хулиганского нападения на члена правления АО “Приморрыбпром” Олега Тена.

25 июль 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №184 от 25 июль 1997

В Приморский краевой суд поступило уголовное дело по обвинению группы лиц в подготовке и совершении убийства генерального директора “Приморрыбпрома” Андрея Захаренко, а также в совершении хулиганского нападения на члена правления АО “Приморрыбпром” Олега Тена.

Объемное уголовное дело (только обвинительное заключение занимает целый том) подготовлено отделом по бандитизму прокуратуры Приморского края всего за полтора года. Отвечать перед судом за нападение на Тена, подготовку и планирование убийства Захаренко будут в общей сложности семь человек. На скамье подсудимых окажутся главный заказчик, с точки зрения следственных органов, этих противоправных действий Александр Брехов, а также один из непосредственных исполнителей убийства - Сергей С. и группа лиц, каждый из которых либо знал о предстоящих преступлениях, либо принимал участие в их планировании.

В начале 1994 года среди акционеров АО “Приморрыбпром” развернулась ожесточенная борьба за руководящие посты в этом акционерном обществе. В апреле 1994 года на годовом собрании акционеров “Приморрыбпрома” председатель совета директоров А. Брехов не насчитал кворума, перенес собрание на месяц и покинул зал со своими 20 процентами голосов. Однако оставшиеся акционеры решили провести собрание и вместо А. Брехова избрали на должность председателя совета директоров А. Захаренко, генерального директора компании “Интерфлот”. С тех пор в “Приморрыбпроме” наступило время Андрея Захаренко, который пользовался поддержкой краевой администрации (“Интерфлот” получил от краевой администрации ссуду более чем на миллион долларов США - назад деньги не вернулись).

Потерявший место председателя совета директоров “Приморрыбпрома” Александр Брехов обратился в суд за защитой своих прав, и через год Приморский краевой суд признал недействительным решение общего собрания акционеров “Приморрыбпрома” в связи с отсутствием кворума при его проведении. За несколько месяцев до этого Брехов уличил своего конкурента в подделке договоров купли-продажи крупного пакета акций “Приморрыбпрома”, в результате чего А. Захаренко был обвинен в мошенничестве в крупных размерах (407 млн. рублей) и посажен во владивостокский СИЗО. По

ст. 147 ч. 3 старого УК РСФСР ему “светило” лишение свободы на срок от 4 до 10 лет с конфискацией имущества. Через некоторое время Захаренко был выпущен под залог, и несмотря на то, что все еще находился под следствием, говорят, побывал в США, куда скорее всего и был перечислен миллион долларов взятой “Интерфлотом” ссуды, а по возвращении был убит взрывом в подъезде своего дома.

К тому времени А. Брехов имел уже все необходимое для законного возвращения на должность председателя совета директоров АО “Приморрыбпром”, и смерть Захаренко - по словам Брехова - была как нельзя некстати, поскольку усложняла прояснившуюся было ситуацию.

Опасаясь покушения со стороны конкурентов, А. Брехов, по его словам, вел полуподпольный образ жизни: менял адреса, обзавелся личной охраной. Однако следствие выдвинуло другую версию: в ноябре-декабре Брехов создал организованную преступную группу. Для этого он через своего водителя - члена Российского национального единства (РНЕ) - вышел на руководителя местного отделения этой организации Александра Шестопалова. Тот согласился. В преступную группу вошли в основном люди, приближенные к Шестопалову.

“Боевое крещение” группа получила 5 декабря 1994 года, когда в подъезде дома на улице Нерчинской был избит Олег Тен. Ему, правда, удалось убежать от нападавших и скрыться дома, поэтому сильно он не пострадал. Как считает следствие, Брехов намеревался путем избиения Тена, который являлся активным сторонником Захаренко, добиться его лояльности и помощи в смещении генерального директора “Приморрыбпрома”. Однако Тен от “сотрудничества” с Бреховым в данном вопросе отказался.

После выхода Андрея Захаренко на свободу Брехов, Шестопалов и его сторонники, по версии следствия, создают уже организованную преступную группу - банду. Для этого привлекаются люди, имеющие оружие. Естественно, сотрудничали с Бреховым члены РНЕ небескорыстно - он оказывал им финансовую помощь при выпуске газеты, нанимал членов союза на работу в качестве охранников, обещал предоставить машину и офис, оказать другие услуги. Он заказывает членам группировки, которую создал, убить Андрея Захаренко, который по-прежнему “мешает” ему встать во главе предприятия.

Наконец, 3 октября 1995 года два члена банды, приготовив взрывное устройство в доме на острове Русском, заложили его за батарею отопления в подъезде дома Захаренко, и когда он поднимался по лестнице, раздался взрыв. Помимо самого Захаренко, который от полученных ранений скончался, пострадали два его охранника, но оказались живы. Любопытно, что участь Захаренко в тот роковой вечер была предрешена. Если бы возникли проблемы со взрывом самодельной бомбы, то его должен был закидать гранатами находившийся в соседнем подъезде С. Однако возникли непредвиденные сложности. Два непосредственных исполнителя убийства поссорились из-за денег, выплаченных им Бреховым за работу, и С. застрелил подельника.

А вскоре на банду вышли и правоохранительные органы. Члены преступной группы были задержаны, а работа следствия вскоре воплотилась в объемное уголовное дело.

Теперь суду предстоит оценить степень виновности каждого из 7 обвиняемых и вынести приговор. Естественно, сам Александр Брехов свою вину и причастность к преступлениям отрицает, однако его показания существенно расходятся с показаниями других обвиняемых, потерпевших, свидетелей, другими материалами дела.

Заметим, что это наиболее громкое дело о заказном убийстве, дошедшее до суда в Приморском крае. Слушание в суде начнется скорее всего осенью.

Автор: Дмитрий ХАБАЛОВ, Андрей ХОЛЕНКО, “Владивосток”