Референдум по-камчатски, или Омлет из двух яиц
Чуть больше, чем через неделю - в следующее воскресенье, 23 октября, на Камчатском полуострове пройдет референдум, посвященный возможному предстоящему объединению двух субъектов Российской Федерации - Камчатской области и Корякского автономного округа. Это вторая (после создания Пермского края) попытка в России создать один субъект из двух. Казалось бы, мы - Приморье - далеко и какое нам до этого дело? Дело, однако, есть. Во-первых, в прилегающих к Камчатке водах ведут промысел десятки и сотни судов с приморской пропиской. А, во-вторых, как с немалым удивлением узнал корреспондент "В", оказывается, в ходе агитационной кампании Приморский край используется в качестве некоего жупела, которым местных избирателей старательно пугают. Как это происходит? Читайте ниже.
Чуть больше, чем через неделю - в следующее воскресенье, 23 октября, на Камчатском полуострове пройдет референдум, посвященный возможному предстоящему объединению двух субъектов Российской Федерации - Камчатской области и Корякского автономного округа. Это вторая (после создания Пермского края) попытка в России создать один субъект из двух. Казалось бы, мы - Приморье - далеко и какое нам до этого дело? Дело, однако, есть. Во-первых, в прилегающих к Камчатке водах ведут промысел десятки и сотни судов с приморской пропиской. А, во-вторых, как с немалым удивлением узнал корреспондент "В", оказывается, в ходе агитационной кампании Приморский край используется в качестве некоего жупела, которым местных избирателей старательно пугают. Как это происходит? Читайте ниже.
Меньше, чем через 10 дней, 23 октября, жителям Камчатского полуострова предстоит определить: жить ли им и далее в двух субъектах Российской Федерации или стереть границу между Корякским автономным округом (КАО) и Камчатской областью, превратив тем самым всю территорию Камчатки в единый субъект РФ - Камчатский край.
Примерно так звучит официальная версия предстоящего в конце октября события, полное название которого: "Референдум по вопросу объединения Камчатской области и Корякского автономного округа". Впрочем, похоже, что слово "вопрос" здесь лишнее. Никакого вопроса, судя по средствам массовой информации, нет. За объединение уже сейчас, по данным соцопросов, готовы проголосовать до 80 процентов жителей округа и 60-70 процентов избирателей области. В газетах, на телевидении, на радио идут сплошным потоком высказывания с аргументами в пользу объединения. Учителя, врачи, библиотекари, милиционеры, водители автобусов, рыбаки, военные и гражданские моряки - в общем, для каждого в объединении есть сплошные плюсы. Да и чиновники всех уровней, от губернаторов обоих пока субъектов до специалистов муниципальных администраций, высказываются на страницах газет и в агитационных роликах за создание Камчатского края. Что, по меньшей мере, нелогично: ведь после создания одного субъекта вместо двух и число чиновников федерального и регионального уровня на полуострове должно уменьшиться вдвое. Причем агитацию государственные и муниципальные служащие ведут, используя свое служебное положение, - это несмотря на прямой запрет подобного в федеральном законе (п/п "б" п. 7, п. 8 ст. 48 федерального закона № 67 от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
То же и представители СМИ, включая главных редакторов практически всех газет и телекомпаний Камчатки и КАО, которые выступают в своих изданиях исключительно за объединение. Причем делают они это абсолютно бескорыстно. Во всяком случае, ни в одном материале не указано, что "агитка" оплачена из избирательного фонда инициативной группы:
"Развлечения" техногенные...
Вообще, на Камчатке эта осень проходит весьма насыщенно. Правда, события в основном со знаком "минус". Но зато не скучно. То батискаф утонет, то очередной ракетой из Баренцева моря пульнут по полигону, расположенному на Камчатском полуострове. А уж кому, как не жителям камчатских городов, знать "поразительные" способности военморов. И если на сей раз с северной ракетой основательно повезло - она попала в полигон (хотя на прошлых стрельбах повезло больше - ни одна из ракет просто не взлетела), то с местными ракетами, складируемыми меньше, чем в 50 километрах от центра города и в 15 - от аэропорта, повезло не очень. В ночь на 1 октября на складах в селе с примечательным в канун референдума названием Южные Коряки начался пожар. Склады эти вместе с хранимыми на них килотоннами взрывчатки горели несколько дней, все это действо сопровождалось взрывами, волны от которых доходили до Петропавловска-Камчатского, в близлежащих селах и дачных поселках были выбиты почти все окна, а несколько домов были прошиты болванками неразорвавшихся снарядов насквозь. По счастливой случайности, никто из мирных жителей и военных не был убит. Порезы от разлетающихся осколков стекла не в счет. Уже утром 1 октября началась эвакуация из потенциально опасных поселков. В общей сложности было вывезено из своих домов почти восемь тысяч человек. Хотя уехали далеко не все. Нужно было лишь подписать отказ от эвакуации, и можно было оставаться в своем доме и охранять его от мародеров, которых, несмотря на милицейское оцепление, в эвакуируемые поселки проникло достаточное количество.
...и природные
Произошло на Камчатке в эти дни и землетрясение, об опасности которого несколько раз предупреждал наш самый чрезвычайный министр. Впрочем, было оно не очень сильным - порядка двух-трех баллов, заметили его лишь сейсмологи. Но интересно другое - эпицентр его расположен был прямо под горевшими складами, а толчки начались примерно через два часа после первого сильного взрыва снарядов. По мнению ученых, именно взрывы на складах послужили причиной движения земной коры. А еще одним следствием взрывов стало буквально нашествие медведей на Петропавловск. Косолапые, в изобилии обитающие в лесах между городом и селами вокруг города-спутника Петропавловска-Камчатского Елизова, спасаясь от грохота разрывов, рванули в областной центр, и по крайней мере с полдесятка их бродило по окраинным улицам столицы полуострова. Впрочем, понятие "окраина" для Петропавловска весьма условное - от микрорайонов Горизонт или Кирпичики, где были замечены медведица с медвежонком, до центра города не более 15 минут на общественном транспорте.
Выборы - валом
Но главным событием осени-2005, несомненно, станет пресловутый референдум. Хотя походы на избирательные участки стали для камчатцев уже привычкой. Ведь только за последние полтора года на полуострове прошли: выборы президента России; два тура выборов губернатора КАО; два тура выборов губернатора Камчатской области; выборы мэра столицы КАО; выборы мэра (или, как тут называется эта должность, градоначальника) Петропавловска-Камчатского; выборы депутатов думы Корякии: И это не считая множества выборов, довыборов и перевыборов муниципального и поселенческого уровня. Невзирая на такое количество избирательных кампаний, жителям полуострова они, похоже, не надоедают, и явка, как правило, превышает 50 процентов. К слову, последние несколько лет Камчатка имеет уникальное избирательное законодательство, которое, очевидно, предвосхитило итоги предстоящего референдума. Дело в том, что, несмотря на наличие двух пока субъектов на территории полуострова, губернатора Камчатской области выбирают в том числе и жители КАО. А в составе законодательного органа власти Камчатской области, по старинке называемом здесь Советом народных депутатов, три народных избранника от Корякского округа. Правда, обратного движения нет - ни на избрание губернатора КАО (когда он еще избирался), ни на состав думы Корякии область не влияет. И хотя жители области наверняка не задумывались об этом избирательно-юридическом казусе, приводящем к фактическому неравноправию избирателей двух субъектов Российской Федерации, после положительного исхода референдума в этом вопросе наступит полное равноправие и ясность.
Сообразим на двоих?
Повторюсь, в положительном исходе народного волеизъявления сомнений особых ни у кого нет. Ведь фактически игра идет в одни ворота. Например, инициативная группа по проведению референдума за объединение есть, а вот против - нет. Все материалы в СМИ также исключительно о пользе объединения. Чиновники (которым, между прочим, есть, что терять) - пусть и на словах, но тоже только за. Каждый, наверное, пятый рекламный биллборд на улицах Петропавловска - за объединение. Но, несмотря на столь мощную пиар-кампанию, подводные камни в проведении референдума остаются. Ведь по существующему законодательству референдум будет признан состоявшимся лишь в том случае, если в нем примет участие 50 и более процентов избирателей как в области, так и в округе. И вопрос сейчас не в том, напротив какого слова поставит галочку избиратель. Это-то как раз понятно. Как говорилось в одном давнем рекламном ролике: "При всем богатстве выбора, другой альтернативы нет!". Очевидно, что большинство пришедших выскажется за объединение. Но вот будет ли количество пришедших на участки превышать половину от числа зарегистрированных избирателей - большой вопрос. Во всяком случае, в области, а если уж быть совсем точным, то наибольшие опасения у организаторов процесса объединения вызывает позиция жителей Петропавловска, в котором проживает почти две трети избирателей Камчатской области. Не придет Петропавловск 23 октября к урнам, и референдум не состоится, что бы и как бы ни происходило в других городах, поселках и селах полуострова. И все останется, как есть. И будет Корякия при населении 25 тысяч человек (меньше, чем во Владивостоке проживает на Тихой или Эгершельде) иметь многотысячную армию чиновников разного уровня, своего представителя в Совете Федерации. Но дело даже не в Корякии. Ее жители давно устали от своей автономии и вспоминают годы, когда не было границы через полуостров, только с положительными эмоциями. А вот жителям области подспудно, похоже, внушается мысль, что все уже решено. И сам референдум - пустая формальность, не более того. А посему серьезный процесс превращается в балаган. Цель вроде бы благая - привлечь молодежь, но как сказал один известный политтехнолог: "Если бы я знал, какой агитацией заставить молодежь прийти на избирательные участки, меня можно было бы считать гением". Очевидно, что агитприемы камчатских политтехнологов далеки от гениальных и молодежь привлекут вряд ли. Но вот более старшее поколение, скорее всего, от похода 23 октября на избирательные участки могут отвратить. Для избирателей за 40 происходит подмена причинно-следственных связей. Коль референдум - это просто шоу, цирк и балаган, то и участие в нем совершенно необязательно. Кстати, один из основных шоуменов и, формально, организаторов референдума - губернатор Камчатской области Михаил Машковцев в своих выступлениях главным аргументом в пользу объединения приводит в пример алкоголиков, "соображающих" в недавнем прошлом на троих. То есть каждый из них беден, имеет всего рубль, но, объединившись, они могут купить бутылку, и вечер уже прожит не зря. "А не объединились бы, так бы каждый со своим бесполезным рублем и ходил" (М. Машковцев, газета "Камчатка сегодня", № 36 от 04.10.2005). Сравнение, конечно, забавное, но вызывает все же к референдуму больше негативное отношение, чем позитивное. А выступления других чиновников администрации области и города, попадая в Корякию, производят там эффект разорвавшейся бомбы, похлеще взрывов на складах. Так, вице-губернатор Чистяков, отвечающий за рыбную отрасль в области, прямо говорит о том, что рыбодобывающие предприятия Корякии не могут осваивать ресурсы, поэтому нужно у Корякии их забрать. И дело даже не в содержании этого выступления, а в безапелляционности формы. Естественно, вызывающей крайне отрицательную реакцию жителей округа. Вторит Чистякову и градоначальник Петропавловска, который считает, что для жителей области вопрос на референдуме звучит так: "Не хотите ли вы присоединить 300 тысяч квадратных километров?". Подобные выступления в прессе, не решая задачи привлечения избирателей области, лишь заставляют недоуменно задуматься жителей Корякии. Правда, до последнего времени информация из области доходила до округа крайне нерегулярно и обрывочно, но с 9 октября запущен спутниковый канал телевизионного вещания на весь полуостров из Петропавловска, и теперь возможные благоглупости чиновников-политтехнологов будут видимы и в Корякии.
Каждому - по яйцу
А на Петропавловск обрушиваются все новые волны креатива. С легкой руки Машковцева, одним из основных плакатов, направленных на повышение явки, является фотография трех сексуальных девичьих животиков со слоганом: "Референдум - это клево!". Михаилу Борисовичу же принадлежит и суперидея размещения призыва "Все на референдум!" на яйцах. Местная птицефабрика "Пионерская" теперь печатает его вместо даты на скорлупе. А по телевидению рекламируется рецепт омлета "Большая Камчатка" из двух яиц, каждое из которых, видимо, символизирует бывшие субъекты федерации. Кстати, интересно, какие аналогии у избирателей в этом случае вызывает вид разбиваемых для приготовления омлета яиц?.. Видимо, озвученный Пуликовским возможный приход во власть на полуострове Виктора Вексельберга, знаменитого своей покупкой яиц Фаберже, вызывает опасения и у действующего губернатора. На яйца Фаберже, очевидно, всего бюджета референдума может не хватить, так хоть огромным количеством (планируется разместить лозунг на двухстах тысячах "Пионерских" яиц) попытаться затмить олигарха. А еще в прессе время от времени мелькает страшилка: "Сорвете объединение с Корякией, придется объединяться с Приморьем". Правда, не объясняется, чем объединение с достаточно богатым Приморским краем хуже объединения с депрессивной Корякией. Впрочем, достичь 50-процентной явки в Приморье гораздо сложнее, чем на Камчатке, так что, во всяком случае, путем референдума подобного объединения вряд ли удастся добиться.
Но никакими выборами и референдумами невозможно изменить камчатскую жизнь. Своеобразную, зачастую по-северному замедленную, не всегда понятную даже жителю близлежащего дальневосточного региона, не говоря уж о приезжих "с материка". Это ни плохо, ни хорошо, это - данность, и ее можно лишь констатировать. Корякский округ и Камчатская область объединялись, разъединялись, теперь снова объединяются, а Корякская Сопка как стояла близ Петропавловска-Камчатского, так и будет стоять.
Автор: Вячеслав Кондаков (фото автора), специально для "В"