Октябрьская революция

Продолжившиеся в понедельник акции протеста против нового порядка расчета величины таможенных пошлин на ввоз подержанных японских автомобилей парализовали центр Владивостока не хуже стихийного бедствия. К концу рабочего дня руководство Дальневосточного таможенного управления согласилось ответить на вопросы журналистов. 1-я Морская была перекрыта пикетчиками, и представители СМИ подходили к главному зданию ДВТУ пешком, на подъезде успев сжечь в "мертвых" пробках не один литр горючего. Видимо, в октябре у российского народа традиционно просыпаются революционые гены. Собравшиеся у ДВТУ размахивали японскими флагами и клеймили федеральные власти, не щадя никого "вплоть до".

12 окт. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1834 от 12 окт. 2005

Продолжившиеся в понедельник акции протеста против нового порядка расчета величины таможенных пошлин на ввоз подержанных японских автомобилей парализовали центр Владивостока не хуже стихийного бедствия. К концу рабочего дня руководство Дальневосточного таможенного управления согласилось ответить на вопросы журналистов. 1-я Морская была перекрыта пикетчиками, и представители СМИ подходили к главному зданию ДВТУ пешком, на подъезде успев сжечь в "мертвых" пробках не один литр горючего. Видимо, в октябре у российского народа традиционно просыпаются революционые гены. Собравшиеся у ДВТУ размахивали японскими флагами и клеймили федеральные власти, не щадя никого "вплоть до".  

Эрнест Бахшецян, первое лицо Дальневосточного таможенного управления, очень кстати оказался в отпуске. По этой причине в роли "крайних" пришлось выступить заместителям начальника ДВТУ: первому заму по таможенному контролю Александру Воробьеву, замначальника по экономической деятельности Валентине Усовой и начальнику правовой службы Владе Алтуфьевой. Первым делом они заявили, что проблема надуманна и тем более нет никаких поводов переводить ее в политическую плоскость.

Ведь импортные пошлины никто не повышал, это прерогатива правительства РФ. Просто таможенники решили привести заявляемые цены в соответствие с реальными. А то импортеры "япономарок" бессовестно занижают цены, из-за чего уменьшается размер пошлины и страдает доходная часть бюджета. "Мы готовы вести диалог с автобизнесменами, искать решение, которое устроило бы все стороны", - подчеркнул Александр Воробьев (совместная согласительная комиссия начала работу со вчерашнего утра). Более того, он заявил, что уже ввезенные во Владивосток автомобили разрешено растаможить по-старому, раз уж людей никто не удосужился предупредить о нововведении заранее.

Однако прессу эти заявления не успокоили. Конфликт есть, и очень серьезный. Хотя размер самой пошлины действительно не изменился, новая схема, по-другому определяя оценочную стоимость автомобиля, увеличивает объем таможенного платежа. Следовательно, растет (на полторы-две-три тысячи долларов!) конечная цена машины - единственный важный для потребителя показатель. Весь вопрос в том, что именно считать реальной стоимостью подержанного японского автомобиля. Рыночная экономика учит, что вещь стоит столько, за сколько она продается и покупается. Однако таможня, похоже, еще не выбралась из эпохи административного регулирования. Каталог оценочной стоимости "японок", разработанный в ДВТУ, за исходную точку берет стоимость нового автомобиля в Японии, и это совершенно справедливо. Но откуда взялись коэффициенты, снижающие стоимость автомобиля в соответствии с его старением, - совершенно непонятно. Потому что в Японии автомобили стоят дешевле, чем утверждается новым таможенным каталогом.

- Зайдите в Интернет и изучите статистику аукционных сделок! - посоветовали журналисты.

- У нас своя внутренняя методика, - ушли в глухую оборону таможенники. Методика эта имеет мало общего с реальностью, зато вполне отвечает московским веяниям об "опасности" правого руля. Оказывается, наши с вами "японки" стоят гораздо дороже, чем считают сами японцы и продавцы с "Зеленки".

Чтобы успокоить общественность, руководство ДВТУ заявило, что никто не отнимает у импортера право доказывать реальную стоимость, по которой он приобрел автомобиль. Казалось бы, все просто: предъяви платежный документ - на основании него и будет рассчитана пошлина. Однако на деле оказалось, что таможенники учтут только те чеки и договоры купли-продажи, которые не вызовут у них сомнений. В остальных случаях на помощь придет пресловутый каталог. То есть человеку, имеющему на руках все документы, еще придется доказывать, что они не фиктивные (проверить подлинность документов, связавшись с японской стороной, таможенники не в состоянии). Более того, представитель одной из компаний-импортеров рассказала корр. "В", что партия ввезенных этой фирмой авто застряла в Зарубино: таможенники не принимают чеки, боясь брать на себя ответственность, и апеллируют исключительно к новому каталогу. Так что участники внешнеэкономической деятельности собрались оспаривать действия ДВТУ в суде.

Брифинг перерос в перебранку, и неудивительно: даже среди представителей СМИ оказались такие, у кого заказанный автомобиль пришел во Владивосток, но не успел пройти таможенное оформление. В результате пошлина оказалась почти на два "килобакса" выше. Масла в огонь плеснули влившиеся в ряды журналистов вице-губернатор Приморья Юрий Попов и депутат Думы Владивостока Игорь Чемерис. Впрочем, здесь они позиционировали себя в качестве активистов "Единой России", а не представителей власти, так что едва ли слова Юрия Попова можно понимать в качестве официальной позиции администрации Приморского края. Тем не менее Юрий Иванович выразился достаточно резко:

- Мы будем добиваться того, чтобы разработанный в ДВТУ документ не вступил в силу и был отменен. Федеральная таможенная служба просто-напросто подставляет президента, который заявил, что никаких гонений на правый руль не будет!

Игорь Чемерис, в свою очередь, рассказал корреспонденту "В", что уже готово обращение в Госдуму, подписанное руководством приморского отделения "Единой России". В защиту автомобилистов выступил и председатель комитета Законодательного собрания Приморского края по региональной политике и законности Николай Морозов, пообещав направить эпистолу в прокуратуру. Но взбешенная общественность опередила депутата: как сообщила старший помощник прокурора края Ирина Номоконова, Приморской прокуратурой уже начата проверка законности действий ДВТУ по коллективному заявлению членов приморской правозащитной общественной организации "Свобода выбора" и Антикоррупционной коалиции Приморья. Видимо, в глазах населения это станет "проверкой" и для нового приморского прокурора Александра Аникина.

P. S. Как стало известно "В", из Москвы во Владивосток для проведения разбирательства срочно направилась комиссия Федеральной таможенной службы.

Автор: Василий АВЧЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"