Ящур не прошел
29 сентября в полдень в селе Красный Кут Спасского района наконец-то сняли 33-дневный карантин. Старенький "ЗиЛ", груженный только что демонтированным шлагбаумом и пропитанными дезинфекционными растворами опилками, которые представляли собой дорожный настил, едет к старой ферме на краю села. Грузовик ссыпает останки заградительного рубежа в единый скотомогильник, бульдозер ждет указания выровнять поверхность. В это время, дожидаясь окончательной дезинфекции на месте убранного шлагбаума, со стороны выезда из Красного Кута выстраивается вереница грузовичков, наполненных сельхозпродукцией - местные жители торопятся успеть распродать то, что еще не пропало на грядках.
29 сентября в полдень в селе Красный Кут Спасского района наконец-то сняли 33-дневный карантин. Старенький "ЗиЛ", груженный только что демонтированным шлагбаумом и пропитанными дезинфекционными растворами опилками, которые представляли собой дорожный настил, едет к старой ферме на краю села. Грузовик ссыпает останки заградительного рубежа в единый скотомогильник, бульдозер ждет указания выровнять поверхность. В это время, дожидаясь окончательной дезинфекции на месте убранного шлагбаума, со стороны выезда из Красного Кута выстраивается вереница грузовичков, наполненных сельхозпродукцией - местные жители торопятся успеть распродать то, что еще не пропало на грядках.
Село Красный Кут стало первым по счету местом, где отметился шествующий по Приморью ящур. Болезнь, которую, по словам местных жителей, ветврачи изначально приняли за оспу, буквально разделила населенный пункт на две части. В одном конце села коровы остались целы и невредимы, в другом - от живности сохранились лишь пустующие сараюшки да заготовленные на зиму стога сена. 26 августа в Красном Куте ввели карантин: дорогу в сторону села преградил шлагбаум, возле которого был установлен круглосуточный милицейский пост. Всех пытавшихся выехать за пределы села автомобилистов сотрудники ДПС отправляли обратно, а ветеринарные инспектора опрыскивали специальными дезинфекционными растворами двигающиеся в село машины. В действительности спешно введенный карантин застал врасплох многих: кто-то прибыл в село в гости и был вынужден задержаться здесь почти на месяц, кто-то торопился в город распродать выращенную на огороде продукцию, но был возвращен милиционерами обратно. Особо отчаянные даже пытались проложить дороги через заросшие травой поля. Местных жителей почти в прямом смысле посадили под 33-дневный арест.
- В Красном Куте был введен пропускной режим, - рассказал корреспонденту "В" ветеринарный инспектор города Спасска и Спасского района Евгений Чернов. - В село было разрешено въезжать только зарегистрированным в нем жителям. Да и то, перед тем как попасть на территорию, транспортные средства опрыскивались специальными растворами: глутаралом ПАВ, каустической содой или раствором формалина. Обратный выезд в целях безопасности был разрешен только экстренным службам: пожарным, скорой помощи и милиции.
Даже машины, привозившие в село продукты, были вынуждены останавливаться перед постом. С противоположной стороны заграждения подъезжала другая машина, на которую и перегружалась провизия.
Такая изоляция все-таки оказалась ненапрасной - дальше в район зараза не прошла.
Кладбище домашних кормильцев
Зато в самом Красном Куте один за другим заболевали животные. Буренки отказывались от еды, на теле появлялись характерные для ящура язвы. Местные жители стали обращаться с жалобами к ветеринарам, для многих известие о том, что их животные больны ящуром, было шоком: не желая отдавать "молочниц" на усыпление, некоторые краснокутовцы попросту прятали своих питомцев.
Местная жительница Раиса Павловна Журавлева лишилась сразу семерых рогатых. Правда, диагноз "ящур" поставили всего двум взрослым коровам, но так как больные входили в контакт с пятью телятами, пришлось усыпить и их. Раиса Павловна рассказывает, что ее семья до последнего надеялась на лучший исход, что коров вылечат, что зараза обойдет их двор стороной. Надежды не оправдались. До сих пор на душе горько, призналась женщина, коровы были для их семьи кормилицами. Но Раиса Павловна не опускает руки, говорит, что сразу, как выдадут обещанную за погибших коров компенсацию, купит новых.
Всех усыпленных животных: 142 коровы, 14 овец и свинью - захоронили в одном большом скотомогильнике на территории старой фермы в Красном Куте. Люди поговаривают, что все зараженные рогатые входили в одно стадо, которое паслось на китайских полях. Одни считают, что причина заражения ящуром именно в этом, другие подозревают, что заразу привезли из Хабаровского края. Там эпидемия началась раньше, чем в Приморье.
Глава администрации Спасского района Александр Кириенко:
- Я хотел бы извиниться перед жителями, что эта ситуация поставила их в экстремальное положение. В связи с ящуром все были озабочены: мы старались и организовать поставку продовольствия, и в то же время не допустить проникновения заразы в другие населенные пункты. Конечно, затраты понесли колоссальные: 1,8 миллиона из-за гибели животных и еще 600 тысяч рублей - на дезбарьеры, дежурство милиции, оснащение фельдшерских пунктов. Все это время поступали жалобы: кому-то необходимо было уехать из села, кому-то, наоборот, приехать, а у многих жителей Спасска в Красном Куте находятся земельные участки, и садоводы месяц не могли попасть на свои огороды. Ящур сильно ударил по бюджету сельских жителей:
Ящур залез в карман
К слову, тряхнуло карманы жителей Приморья прилично: всего в крае пришлось усыпить 1715 животных.
С первых дней обнаружения ящура мероприятия по локализации очагов эпидемии взял под личный контроль губернатор Приморья Сергей Дарькин. На сегодняшний день уже составлены списки тех, кому будут выданы компенсации за погибших коров. Выплаты, как сообщила пресс-служба администрации края, будут производиться по четырем категориям в зависимости от вида животного. Размер компенсации за одну корову составит 14,3 тысячи рублей, за теленка - 6,7 тысячи, за свинью - 6,6, за овец и коз - 2,1 тысячи. Кроме того, главный ветеринарный врач Приморского края Виктор Волков рассказал, что рассматривалась и другая форма компенсации - взамен усыпленного животного хозяевам предлагали здоровых животинок, выращенных в приморских совхозах. Однако, поразмыслив и подсчитав рубли, многие селяне отказались от такой компенсации:
Справка "В"
Ящурный карантин был введен в следующем порядке:
26 августа - село Красный Кут (Спасский район), 28 августа - село Игнатьевка (Пожарский район), 29 августа - село Павло-Федоровка (Кировский район), 3 сентября - Сиваковка и Лучки (Хорольский район), Абрамовка (Михайловский район), 4 сентября - Славянка (Хасанский район),
6 сентября - село Первомайское (Ханкайский район), 10 сентября - село Невское (Лесозаводский район). В первые дни после обнаружения болезни в крае проводили поголовную вакцинацию скота. 126 тысячам животных ввели вакцину, а затем повторную, которая должна была выработать в организме рогатых прочный иммунитет к болезни. Во всех населенных пунктах карантин планируется снять до 10 октября.
Автор: Ольга АЛЕКСУТКИНА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), "Владивосток"