Причина аварии - человеческий фактор...
В конце прошлой недели в штабе тыла Тихоокеанского флота прошла пресс-конференция по факту загрязнения нефтепродуктами Амурского залива и Первой речки. На вопросы журналистов отвечали, а также докладывали о состоянии дел после семи дней, прошедших со дня аварии, начальник экологической безопасности Вооруженных сил Российской Федерации генерал-лейтенант Алевтин Юнак и заместитель командующего ТОФ по тылу генерал-лейтенант Виктор Мачальник.
В конце прошлой недели в штабе тыла Тихоокеанского флота прошла пресс-конференция по факту загрязнения нефтепродуктами Амурского залива и Первой речки. На вопросы журналистов отвечали, а также докладывали о состоянии дел после семи дней, прошедших со дня аварии, начальник экологической безопасности Вооруженных сил Российской Федерации генерал-лейтенант Алевтин Юнак и заместитель командующего ТОФ по тылу генерал-лейтенант Виктор Мачальник.
По словам последнего, причина аварийного розлива мазута - человеческий фактор. А еще: Вмешался и его величество случай. Если бы не камешек: Но напомним, как все произошло. 23 сентября на складе горючего ТОФ на улице Снеговой проводились плановые работы по подготовке оборудования к зиме. По окончании работ человек, отвечающий за функционирование установок, видимо, случайно неплотно закрыл задвижку на товарной емкости с горючим. Между тем, тоже, видимо, случайно, в коренную задвижку каким-то образом попал обычный камешек-галька. В результате давление в емкости резко возросло. До двух часов ночи резервуар наполнялся горючим, а после начался сброс на грунт. Утечку обнаружили через час, а в 3.45 сброс остановили. Но за это время в Первую речку вылились 42 тонны нефтепродуктов, а часть (как утверждают военные, 1-3 тонны) вынесло в Амурский залив. Надо сказать, что в этой ситуации довольно четко действовали сотрудники предприятия "Приморнефтепродукт", очень быстро установившие основной рубеж боновых заграждений, а затем и еще два рубежа, чем, собственно, предотвратили массовый сброс: Ну а вынесло грязно-коричневую вязкую жижу, как мы уже писали, в районе 3-го причала, Спортивной гавани, бухты Федорова и пляжа МГУ им. Невельского. На ликвидацию последствий аварии военные бросили более 300 человек личного состава, а также 20 единиц различной техники: два экскаватора, будьдозер, самосвалы:
На конец прошлой недели, по отчету военных, очищены русло Первой речки, ее устье и акватория базы "Приморнефтепродукт". Продолжаются работы в Спортивной гавани, на пляже МГУ и в бухте Федорова (кстати, это место оказалось самым загрязненным). Алевтин Юнак доложил журналистам, что за день до пресс-конференции специалисты госэпидемнадзора провели отбор проб с акватории Амурского залива и сделали вывод о том, что уровень загрязнения соответствует естественному фону. Информацию о том, что нефтяное пятно продвинулось к Славянке, штаб флота опроверг. Однако военнослужащие намерены еще неделю отслеживать ситуацию в районе разлива: нефтяные пятна могут разноситься ветром.
Почему матросы работали без специальной экипировки? Как пояснил Виктор Мачальник, действительно в первый день после аварии матросы работали без средств защиты - в экстремальной обстановке устанавливали боны в русле Первой речки по пояс в воде. Тогда счет шел на минуты. Сегодня же, уверяют военные, ни одного военнослужащего, занятого на очистных работах, без экипировки уже не увидишь:
Что ждет виновника случившегося? По факту ненадлежащего исполнения должностных обязанностей ответственными лицами воинской части, приведшего к разливу мазута, загрязнению местности и вод Амурского залива, военной прокуратурой гарнизона возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ "Халатность". Максимальное наказание, предусмотренное законом за данное деяние, - арест на срок до трех месяцев.
А вот с величиной материального ущерба, нанесенного разливом мазута и оцененного экологическими экспертами в 8-10 миллионов рублей, военные не согласны. Алевтин Юнак подчеркнул, что ТОФ будет требовать пересмотра такой оценки с учетом реальных затрат, понесенных самими военными.
Автор: Алла РУДЕНКОВА, Владимир ПАВЛОВ (фото), "Владивосток"