Трест очистки города
О том, что в последнее время владивостокские скинхеды обижают местных скейтеров (любителей кататься на роликовых досках. - Прим. авт.), приморские СМИ сообщали уже неоднократно. Да и сами оседлавшие доски мальчишки демонстрировали журналистам синяки под глазами и сетовали, что кататься им нынче негде. Действительно ли скинхеды объявили войну скейтерам? И в чем причины раздора уличных неформалов? Корреспонденты "В" решили не гадать, а спросить об этом как скейтеров, так и их обидчиков - скинхедов.
О том, что в последнее время владивостокские скинхеды обижают местных скейтеров (любителей кататься на роликовых досках. - Прим. авт.), приморские СМИ сообщали уже неоднократно. Да и сами оседлавшие доски мальчишки демонстрировали журналистам синяки под глазами и сетовали, что кататься им нынче негде. Действительно ли скинхеды объявили войну скейтерам? И в чем причины раздора уличных неформалов? Корреспонденты "В" решили не гадать, а спросить об этом как скейтеров, так и их обидчиков - скинхедов.
Если скейтбордистов можно отыскать в толпе по скейту под мышкой, широким свисающим штанам и кепке козырьком набок, то скинхедов тоже ни с кем не спутаешь: голубые джинсы, закатанные по голень, тяжелые ботинки, чаще с белыми шнурками, и стрижки под "ноль". Собрать и тех, и других в одно время в одном месте корреспондентам "В" так и не удалось: перестраховавшись, скейтеры не решились вступить в словесные баталии со скинами, хотя, заметим, бритоголовые на встрече были настроены весьма дружелюбно. По пути к скверу ДОФ, где и планировалось побеседовать со скинхедами, нам встретилась парочка мальчишек с досками. Заметив "бритых", ребята быстро схватили скейты и даже не шагом, а бегом пустились наутек. Все стало ясно. Не врут люди - уличная война во Владивостоке действительно существует.
Остались от скейтеров рожки да ножки
Невооруженным глазом видно, что на гладкой поверхности мемориальных ансамблей скейтбордистов стало гораздо меньше. А заметив неформалов, придорожные продавцы пирожков и семечек автоматически заводят разговоры о том, как какие-то бритоголовые отморозки, не стесняясь, мутузили своих сверстников на скейтах прямо посреди улицы. Под руку попадали, что в принципе логично, и местные антифашисты, и разного толка неформалы, облюбовавшие так называемый владивостокский Арбат. Причем и те, и другие пострадавшие - вроде бы не китайцы, не гомосексуалисты и не коммунисты, с которыми так рьяно борются скинхеды. Чем же обусловлена ненависть бритоголовых к людям своей же расы?
Как рассказали сами "скины", они немножко шире понимают свою роль в этом мире. Они хотят видеть Владивосток "чистым" во всех смыслах: не только без китайцев-вьетнамцев и кавказцев, но также тех, кто портит внешний вид города: панков, гопников, наркоманов, "хиппарей" разных мастей и классификаций. И чтобы памятники героям советской еще эпохи, предназначенные вовсе не для катания на скейтах, были целыми.
А началось все отнюдь не с гранитной поверхности памятника борцам за власть Советов на центральной площади города. Первый конфликт возник на остановке "Гайдамак", у мемориала пограничникам. У нескольких "бритых" деды и прадеды служили в погранвойсках. Это их память, их признание, их благодарность.
- Мы один раз попросили скейтеров не кататься на памятниках, поставленным нашим, да и их тоже, предкам, - говорит скинхед Вова, - другой раз попросили, они не поняли. Теперь приходится поступать более жестко: примерно как с собакой, которую учат и которая не понимает, чего от нее хотят:
- Хотят они кататься, пускай идут на роллердромы, которых в нашем городе несколько, - поддерживает еще один скинхед, Иван. - Ну, или пишут письма в адрес городской администрации, мол, кататься негде, просим определить территорию.
- В крайнем случае пускай катаются на асфальтовых площадках, в том же сквере ДОФа, - мы ведь не против. Пальцем их здесь не тронем, - добавляет Миша. - Но если встретим на памятниках, им не поздоровится.
"Сами козлы!"
Зато у скейтбордистов другое мнение. 17-летний Лева, мужественно гоняющий на доске по памятнику борцам за власть Советов, рассказал, что бритоголовые их в последнее время просто затерроризировали...
- Сейчас скинхеды нам часто претензии предъявляют, что мы якобы позорим честь России. Да они сами-то в армии не служили - не позорят, что ли? Пусть лучше нам места для катания оборудуют! С чего бы это вдруг мы стали позором города?
Кстати, да. Раньше скинхедам и дела не было до грохота досок о гранит и разбитых скейтами памятников. Что же изменилось?
- У нас другие дела были: кто школу заканчивал, кто в институт поступал. Зато сейчас мы снова готовы взяться за внешний облик нашего города...
Уроки уличной войны
В общем-то со скейтбордистами худо-бедно понятно: мальчишки просто убегают подальше от скинов - боятся, те все-таки старше. А вот с другими ситуация пожестче.
- Вот, говорят, Арбат облюбовали мирные неформалы. Но посмотрите сами: они там пиво пьют, матерятся, травку курят. Эти личности его просто засоряют, - рассказывает бритоголовый Вова. - А мы еще кого-то не устраиваем. Вот скажите, вам на нас приятно смотреть?
(Вова был в белой рубашке, аккуратных джинсах и начищенных ботинках. - Прим. авт).
- А давно вы их возненавидели? - спрашиваем у ребят.
- Да с самого первого дня. Появились мы, у них появился повод нас ненавидеть. Раньше как-то некогда было заниматься всеми теми, кто портит город.
- Мне нравится хорошее граффити, я с удовольствием смотрю трюки, которые делают на досках, но, как договорились, не на памятниках, - продолжает Вова. - А вот всякому грязному быдлу тут не место. Мы не боимся это сказать в лицо.
В разговоре скины всячески подчеркивали, что бьют они только равных себе и только кулаками.
- С оружием мы драки не уважаем. И бой всегда принимаем кулаками. Нас обижает, когда говорят, что мы как шакалы работаем стаей. Это по меньшей мере глупое заявление. Мы ведем партизанскую войну, городскую, уличную, квартальную, как хотите. Это только на нас нападают 25 человек на шестерых. Но мы даже в одиночку можем дать отпор.
Бритоголовых не раз забирала милиция. Но в борьбе за свою правду их и это не останавливает.
- Мы хотим навести порядок на улице. Мы за мир сами. Чтобы по улицам ходили только русские, чтобы улицы были чистыми, памятники целыми.
...Когда мы прощались со скинхедами, на памятнике борцам, воспользовавшись временным отсутствием всевидящего ока скинхедов, катались на скейтах мальчишки. "Бритые" подошли к ним, кинули пару фраз и направились дальше. Скейтеры без лишних слов подняли с земли доски и покорно поплелись с памятника. На этот раз без кулаков, мордобоя и словесных перепалок:
Автор: Ольга АЛЕКСУТКИНА, Вера КОНЮХОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"