Гарри Каспаров: Нефти в России много, а интеллект убывает
Как уже сообщалось, на этой неделе Приморье посетил выдающийся шахматный гроссмейстер, чемпион мира, председатель федерального совета Всероссийского общественного движения "Объединенный гражданский фронт" Гарри Каспаров. В первый день приезда он дал эксклюзивное интервью газете "Владивосток".
Как уже сообщалось, на этой неделе Приморье посетил выдающийся шахматный гроссмейстер, чемпион мира, председатель федерального совета Всероссийского общественного движения "Объединенный гражданский фронт" Гарри Каспаров.
В первый день приезда он дал эксклюзивное интервью газете "Владивосток".
- Гарри Кимович, в 1985 году, когда вы выиграли у Анатолия Карпова матч на звание чемпиона мира, на пресс-конференции, помнится, вам был задан вопрос: "Вы достигли вершины, о чем теперь мечтаете?". На что последовал ответ: "Мечта - проехать всю Россию до Владивостока:". Не прошло и 20 лет, как мечта сбылась...
- Да уж (смеется), лучше поздно, чем никогда.
- Позвольте наш первый вопрос. Как вы, шахматный гений, король, поднявший шахматное искусство на такую высоту, и вдруг - в политику? Ни один из ваших предшественников, чемпионов мира, не отважился, а вот вы оставляете трон и уходите в неведомый для вас мир. Зачем это?..
- Человек в общем-то ищет сферу деятельности, в которой он может ощущать себя максимально комфортно. Я в шахматном мире сделал гораздо больше, чем можно было мечтать. Кроме того, продолжаю писать книги, основная работа - многотомная серия "Мои великие предшественники" о чемпионах мира прошлого. Этот труд, в котором я совершенно избегаю политических оценок, и должен дать непротиворечивую оценку развития шахматной мысли. В общем, все это отнимает массу времени. А играть просто так я не могу, привык бороться только за первые места.
Даже написание книги становится трудноосуществимым. Кроме того, сейчас я пишу книгу, для меня очень важную, под условным названием "Как жизнь отражается в шахматах". Она уже продана в 18 странах.
Это моя попытка проанализировать процесс принятия решений в любой сфере человеческой деятельности, используя шахматный как бы инструментарий. Вообще я считаю, что именно шахматы дают такую уникальную возможность. Ведь люди никогда не задумываются, почему принято то или иное решение, а в шахматах это является обязательной частью совершенствования.
Что касается политики... Я как бы нашел для себя новую область применения своего потенциала, в общем, произошла трансформация сферы применения моего интеллекта.
- Когда знакомишься с вашим творчеством, переигрываешь партии, разбираешь комментарии к ним, читаешь ваши книги, нельзя не поразиться одной особенности - вы предельно объективны и беспристрастны. Несмотря на сложные или какие-то другие отношения, вы уважительно относитесь к противникам. "Карпов подготовил этот дебют лучше:", "Крамник нашел усиление:", "Топалов просчитал дальше:" и т. д. и т. п. Сквозь все ваше творчество, извините за высокий слог, красной нитью проходит поиск истины, правды. И вдруг - в мир политики - мир условностей, компромиссов, соглашений, уступок. Нет ли здесь какого-то противоречия?
- Именно объективность позволила мне так долго оставаться на шахматной вершине. Спасибо Михаилу Моисеевичу Ботвиннику, который научил меня быть объективным, безжалостно объективным. Вообще-то, должен сказать, это единственный способ совершенствоваться.
Что касается моего включения в активную общественно-политическую деятельность, то никакого противоречия я не вижу. На самом деле объективная оценка позволяет правильно понимать свое место во времени и пространстве. Более того, скажу вам, объективность позволяет мне ясно представлять, где мы сегодня находимся.
Сегодняшняя же российская политическая линия - это, замечу, не совсем нормальное, уже устоявшееся аполитическое пространство, в котором люди заключают разные соглашения, маневрируют. Поэтому задачи, которые ставит перед собой возглавляемое мною движение "Объединенный гражданский фронт", состоят в том, чтобы, выражаясь шахматным языком, выработать правила игры в преддверии грядущих президентских выборов. Люди нас спрашивают: вы планируете участвовать в выборах? Я же отвечаю, что вопрос не в участии в выборах, а в том, чтобы выборы состоялись. Речь, повторяю, идет о выработке правил игры. И здесь мне кажется, что моя приверженность к четким установкам может сыграть положительную роль. Потому что сегодня-то мы играем в одну игру, власть - в другую, мы - в шахматы, власть - в Чапаева. А надо - по одним правилам.
- Как вы думаете, компьютер не убьет шахматы?
- Не думаю. Компьютер видоизменяет шахматы, но видоизменение, модернизация, если, конечно, можно так говорить об этой игре, совсем не означает смерть.
Шахматы требуют другого подхода. Молодое поколение уже воспитано на компьютерных оценках. Ему уже мало сказать: "Здесь у белых лучше". Обязательно спросит: "А почему?". Шахматы стали более конкретными, меняется подход к ним. Но в целом это - бесконечная математическая игра. И поэтому ни одна машина не сможет превзойти человека...
- Шахматы стремительно молодеют. Процесс приобрел массовый характер. Но не перегружаем ли мы ребят? Так ли уж важно в юном возрасте напрягать неокрепший талант? Свою мысль проиллюстрирую вашим же примером. В 1978 году мне довелось побывать на крупном союзном турнире в Даугавпилсе, где по-настоящему взошла ваша звезда. Ездил я по поручению властей Владивостока пригласить известных шахматистов на первый Мемориал А. Зайцева. Возникла идея пригласить и 15-летнего бакинского мастера Гарика Каспарова. Решил посоветоваться с гроссмейстером Алексеем Суэтиным, с которым был хорошо знаком. Алексей Степанович замахал руками: "И не пытайся, исключено. У Каспарова все расписано: сколько играть, где, в каких турнирах, столько-то партий в месяц, год. Все предусмотрено, дозировано:". И вот я думаю, Гарри Кимович, не в этом ли секрет вашего взлета и долголетнего пребывания на вершине, что в свое время вас не перегрузили, а планомерно давали возможность взрослеть, мужать, набираться сил, опыта?..
- Омоложение шахмат - хотим ли мы того или нет, объективный процесс. Происходит ускорение жизни, ускорение передачи информации. В мое время, в 70-е годы, начале 80-х совершенствование было связано с накоплением опыта, переработкой опыта. Сегодня молодой шахматист, у которого есть доступ к компьютеру с шахматной программой, к 15 годам может знать больше, чем Фишер за всю свою шахматную жизнь. Причем это не требует никаких сверхусилий. Появился Интернет, который позволяет играть в шахматы и, кроме того, дает возможность обмениваться информацией.
Возьмем приведенный вами пример Даугавпилса. Когда бы вы могли во Владивостоке получить партии турнира, да и то не все? Потом еще бюллетень или сборник турнира надо ждать, а сегодня в течение суток (это максимум!) вся информация становится известной во всех уголках планеты.
В этих условиях сжатого информационного пространства и необходимости быстрого реагирования и меняется алгоритм поведения шахматиста. Сегодня вы не можете придумать новинку и ждать пять месяцев, чтобы ее применить. Вероятность того, что в 10 тысячах партий, которые играются в данный момент, когда мы с вами говорим, этот ход будет найден, очень велика. И когда он будет сделан, тут же через Интернет попадет в поле зрения ведущих шахматистов...
- И последний вопрос. Россия по-прежнему остается доминирующей шахматной державой.
- С чего вы взяли?.. К сожалению, к моему глубочайшему сожалению, это уже миф.
- Но если бы в одну команду сели Каспаров, Крамник и другие ведущие гроссмейстеры, то уж наверняка бы выиграли Всемирную Олимпиаду...
- Во-первых, Каспаров и Крамник уже не сядут в одну команду, во-вторых, далеко не факт, что даже сильнейшая российская команда сегодня может выиграть Олимпиаду. Наверное, объективно мы еще посильнее других, но то, что шахматы во всем мире молодеют, а в России - наоборот, это, увы, свершившийся факт. Недавно прошло первенство России, выиграли 40-летние - Бареев и Халифман - вам ни о чем это не говорит?
Мы реально ничего не выигрываем в турнирах с составом участников в возрасте до 20 лет. Даже самые талантливые российские юноши - Хайруллин или Непомнящий ни в какое сравнение не идут со своими зарубежными сверстниками, например, Раджабовым или Карякиным: Сегодня мы реально не располагаем резервом. Единственный гроссмейстер экстра-класса у нас - Саша Грищук, но ему уже 22 года. Поэтому я очень пессимистично смотрю на развитие шахмат в России. Просто потому, что сплошь и рядом абсолютное нежелание что-либо делать, исправлять. Какой позор: глава Всероссийской федерации шахмат - вице-премьер правительства, а отовсюду только и слышишь: нет средств.
Вдумайтесь: у нас не находится средств, чтобы вложить в собственный интеллект. Поэтому перспективы, на мой взгляд, очень мрачные. Во всех российских городах, куда я езжу, все еще не ослабевает интерес к шахматам. Везде есть талантливые дети, 8-9-летние перворазрядники, и везде та же проблема: что делать дальше?
В прошлом в нашей стране была хорошая система воспитания талантов, но она разрушена, никакой реальной замены не появилось. На недавнем чемпионате Европы сборная России заняла 14-е место, и после этого начинают: оправдываться. Дескать, нам не повезло. 14-е место - не повезло? Когда я играл, любое место, кроме первого, считалось провалом. Раньше все знали, что, кроме первого места, для русских ничего больше не существует, нас боялись. А сегодня: Ну, сыграли, ну, не получилось:
Готов ответственно заявить, что этот шахматный провал - общее следствие деградации системы образования. В России, по большому счету, интеллектуально развивающая нация не нужна. Нефти много, а интеллект катастрофически убывает:
Особенно удручает это на фоне того, что во всем мире происходят позитивные процессы переосмысления ценностей, в том числе и отношения к шахматам. Мы же двигаемся в обратную сторону. В той же Америке нет проблемы найти состоятельных людей, которые готовы давать благотворительные пожертвования на развитие шахмат в школе, причем в бедных школах. Там тоже есть люди, которые могут купить "Челси", но их прежде всего волнует интеллектуальное будущее своей страны.
А нас при наших традициях - сегодня ничего не интересует. Для меня это - шок. Таланты по-прежнему есть, земля не оскудела, но что их ждет завтра?..
Автор: Владимир КОНОПЛИЦКИЙ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"