Сергей Дарькин озадачил Грефа

Как уже сообщал "В", в ходе совещания по вопросам развития Дальнего Востока, состоявшегося во Владивостоке в понедельник, губернатор Приморья Сергей Дарькин передал министру экономического развития и торговли России Герману Грефу стратегию социально-экономического развития Приморья на 2004 - 2010 годы, включающую 16 программ развития приоритетных отраслей экономики и социальной сферы края.

21 сент. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1822 от 21 сент. 2005

Как уже сообщал "В", в ходе совещания по вопросам развития Дальнего Востока, состоявшегося во Владивостоке в понедельник, губернатор Приморья Сергей Дарькин передал министру экономического развития и торговли России Герману Грефу стратегию социально-экономического развития Приморья на 2004 - 2010 годы, включающую 16 программ развития приоритетных отраслей экономики и социальной сферы края.

В Приморье за последние годы уже реализован ряд экономических проектов, крупнейшие из которых - строительство двух платформ для "Сахалина-2", приобретение в лизинг четырех новых самолетов "Ту-204-300", реконструкция Некрасовского путепровода и др. Предстоит сделать еще больше: по словам Сергея Дарькина, его основная задача - создать комфортные условия для проживания и закрепления населения в Приморье, усилить позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. А этого не достичь без значительного роста приморской экономики в рамках наметившейся специализации нашего региона как крупного транспортного узла и "окна в Азию".

С помощью инвестиционных программ, которые вскоре будут вынесены на рассмотрение правительства, краевые власти совместно с федеральными намерены достичь нескольких целей. Во-первых, это развитие транспортной инфраструктуры - от строительства автодорог до модернизации владивостокского аэропорта. По последнему пункту, кстати, Герман Греф уже дал поручение Минтрансу, и средства могут быть выделены из федерального бюджета уже в 2006 году. В понедельник, открывая во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса 26-е заседание рабочей группы форума АТЭС по транспорту, глава Минтранса РФ Игорь Левитин сказал, что владивостокский аэропорт очень важен "для конкуренции с соседями", до конца года планируется разделить его на собственно аэропорт и авиакомпанию, после чего акционировать оба предприятия и привлечь инвестиции. Правда, здесь еще не решены вопросы с министерством обороны, являющимся собственником тех аэропортовских объектов, которые не подлежат приватизации. Пока они не будут переданы на баланс министерства транспорта, дело сдвинуться не может. Что касается развития приморских портов, то в беседе с журналистами губернатор Сергей Дарькин заявил, что приоритеты будут отданы Восточному, тогда как порт Владивосток свои возможности уже исчерпал - речь идет о том, чтобы сделать краевой центр комфортнее для проживания, а не наращивать портовые мощности.

Вторая задача - развитие энергетики и наращивание экспорта электричества за рубеж, строительство газопровода и нефтепровода (кстати, уже после отлета из Владивостока министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев дал понять, что помимо Перевозной в Москве рассматривают в качестве конечной точки нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" бухту Козьмина под Находкой).

В-третьих - приграничная инфраструктура, то есть погранпереходы, комплекс "Пограничный - Суйфэньхэ" и т. д. Кроме того, самое серьезное внимание будет уделено туристической отрасли. Планируется, в частности, построить мост на остров Русский и превратить его в рекреационную зону, возвести океанариум (соответствующее поручение дал, напомним, Владимир Путин), не забудут и Владивостокскую крепость. По этим проектам, правда, тоже предстоит уладить отношения с министерством обороны. После достижения консенсуса Герман Греф пообещал изучить комплексный проект и, в частности, предусмотреть финансирование строительства мостового перехода на Русский.

Параллельно с прокладкой нефтепровода из Восточной Сибири в один из приморских портов в крае должен появиться нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс мощностью до 15 миллионов тонн в год. Его продукция сможет поставляться в страны АТР, прежде всего на огромный китайский рынок.

Как одну из первоочередных задач Сергей Дарькин видит и строительство во Владивостоке очистных сооружений. Возможно, эта проблема будет решена при помощи частного капитала. А создание в крае особых экономических зон призвано стимулировать бизнес.

Губернатор Приморья предложил федеральному центру при утверждении бюджета страны на 2006 год предусмотреть расходы на финансирование упомянутых проектов. Не далее чем в воскресенье Герман Греф озвучил программный постулат экономической политики Москвы: деньги в стране есть, нет конкретных ясных проектов, без которых существует опасность недоосвоения или неэффективного расходования средств. То есть федеральный центр готов финансировать только четкие предложения. Приморье таковые представило. Так что теперь очередь за Москвой.

Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"