Была без радости любовь, или Российский Дальний Восток теряет привлекательность для Японии
После крушения Советского Союза и введения с 1991 года в России рыночной экономики многие японские бизнесмены устремились во Владивосток и Хабаровск в поисках благоприятных возможностей для торговой экспансии. Эти надежды зиждились и на готовности местных властей создать новую торгово-экономическую систему, охватывающую Дальний Восток РФ, Южную и Северную Кореи, северо-восточные провинции Китая.
После крушения Советского Союза и введения с 1991 года в России рыночной экономики многие японские бизнесмены устремились во Владивосток и Хабаровск в поисках благоприятных возможностей для торговой экспансии. Эти надежды зиждились и на готовности местных властей создать новую торгово-экономическую систему, охватывающую Дальний Восток РФ, Южную и Северную Кореи, северо-восточные провинции Китая.
Власти и деловой мир российского Дальнего Востока верили, что сочетание доступной рабочей силы, природных ресурсов, технологий и капитала позволит сформировать мощную региональную экономическую систему, способную конкурировать с Юго-Восточной Азией. Возлагали немалые надежды на это и префектуры Японии, выходящие на побережье Японского моря, - Ниигата, Тояма, Хоккайдо. Усилия префектуральных властей и частного сектора были сконцентрированы на обмене делегациями специалистов, установлении трасс морского и воздушного транспорта, ежегодных конференциях.
Эти усилия привели к определенным позитивным результатам. С участием японского капитала на Дальнем Востоке России к концу 1994 года было создано 280 совместных предприятий. Более миллиона подержанных автомобилей были вывезены из Японии российскими моряками и используются ныне на дорогах Дальнего Востока РФ. Многие русские дома и квартиры оборудованы японской бытовой электроникой. И все-таки российский бизнес для японцев остается одним из самых трудных.
По мнению представителя одной из торговых компаний Японии, “российские бюрократы умело манипулируют законами, чтобы присваивать практически всю прибыль совместных предприятий”. А вот оценка другого: “Ничто и никогда там не идет по плану”. Реити Нодзаки, генеральный менеджер представительства корпорации “Иточу” на Сахалине и во Владивостоке, утверждает: “На нынешнем этапе я не могу себе представить хоть какого-то расширения бизнеса на российском Дальнем Востоке”.
Но есть и положительные примеры. Успеха, например, добилось совместное предприятие “Саммит моторс” во Владивостоке, созданное корпорацией “Сумитомо” при участии россиян. Это предприятие продает и ремонтирует автомобили “Тойота”. Еще один удачный пример - СП “Востоктелеком”, созданное по договоренности между японскими корпорациями “Ниссе Иваи” и “Кокусай дэнсин дэнва” с одной стороны и российским “Интердальтелеком” - с другой. Оба этих СП нашли для себя соответствующую нишу на рынке и предоставляют россиянам услуги, которых без них не было.
Однако большинство российско-японских СП на Дальнем Востоке провалилось. Так, в Приморье, наиболее промышленно развитом регионе российского Дальнего Востока, в 1992 году было создано 29 российско-японских СП. В 1993 году эта цифра снизилась до 12, в 1994 году - до 9, в 1995 году - до 5. Среди соучредителей СП Приморья японские бизнесмены в 1992 году занимали второе место, но к 1995 году спустились на четвертую ступень. “Мы не ожидаем быстрых перемен в ситуации из-за того, что сотрудники российских компаний не отвечают жестким требованиям японских фирм”, - утверждает Андрей Загуменнов, представитель Приморского краевого комитета по внешней торговле и международным отношениям.
В последнее время японские фирмы пытаются переоценить степень риска ведения бизнеса в регионе. Один из способов этого - специализированное финансирование производства. Так, во Владивостоке фирма “Мицуи” и “Дальморепродукт” сотрудничают в торговых поставках тресковой икры. Согласно выработанной схеме деньги на ведение промысла трески предоставляет голландский банк ING. “Дальморепродукт” осуществляет лов рыбы, передавая икру трески японским специалистам. А “Мицуи” расплачивается за проданную потребителям икру с голландским банком, который часть доходов пускает на погашение займа, а часть передает “Дальморепродукту”. Генеральный менеджер ING банка в Японии Дональд Макензи поясняет: “Общий объем торговых операций между Японией и российским Дальним Востоком может и снижаться. Но мы уверены, что в японских деловых кругах еще сохранится интерес к бизнесу с Россией, если коммерческий риск будет сведен к минимуму”.
Автор: Масато Исидзава, “Япония сегодня”