55 лет без ящура
"Разбор полетов" по эпизоотии ящура в минувшую пятницу устроили депутаты Законодательного собрания, пригласившие на внеочередное расширенное заседание комитета по продовольственной политике и природопользованию представителей ветеринарной и санитарно-эпидемиологической служб, а также департамента по сельскому хозяйству и продовольствию краевой администрации.
"Разбор полетов" по эпизоотии ящура в минувшую пятницу устроили депутаты Законодательного собрания, пригласившие на внеочередное расширенное заседание комитета по продовольственной политике и природопользованию представителей ветеринарной и санитарно-эпидемиологической служб, а также департамента по сельскому хозяйству и продовольствию краевой администрации.
Разговор сразу же был переведен из зоологической плоскости в политическую: кто виноват в том, что на момент начала эпизоотии в крае не было ни одной дозы вакцины (хотя в соседних регионах случаи ящура отмечались с июня) и кто заплатит за кормилицу-корову, уведенную с крестьянского подворья на погибель? Дело в том, что ситуация с птичьим гриппом в Сибири однозначно показала необходимость компенсаций: обещанные населению Красноярского края деньги позволили оперативно пресечь распространение заболевания, в то время как власти Омской области до сих пор продолжают бороться с птичьим гриппом. Хитрые крестьяне прячут птицу от ветеринаров или стараются пустить ее под нож самостоятельно.
Проблема состоит в том, что ни один российский закон механизма подобных компенсаций из бюджета не предусматривает. Альтернативный выход собравшиеся увидели в использовании средств резервного фонда губернатора, запланированного на этот год в краевом бюджете в размере 200 млн. руб. "Цена вопроса" составляет 20-25 миллионов рублей. Ящур нынче недешев:
Откуда взялась такая цифра? К началу этой недели в приморских селах забито и захоронено около 1100 голов крупного рогатого скота. Каждая взрослая особь оценивается сейчас в 15-17 тысяч рублей. Если не заплатить или хотя бы не пообещать заплатить вовремя, то сумма ущерба может вырасти на порядок. Для сравнения: всего в крае до начала эпизоотии официально числилось около 90 тысяч голов, а поездки ветеринаров по краю "вывели из тени" еще около 25 тысяч неучтенных коров, находящихся на частных подворьях. Более точные данные должна дать перепись домашних животных, намеченная в крае только на лето следующего года. Что касается лиц, своим действием или бездействием способствовавших массовому мору и убиению приморских буренок, то здесь свое слово должны сказать генпрокуратура и заместитель генпрокурора по ДВФО, к которым решили обратиться депутаты. Вопрос к первой из инстанций состоит в том, что еще 17 июня, после сообщения о случае ящура в Амурской области, краевые власти обратились в Минсельхоз с просьбой о выделении соответствующей вакцины и затем делали это неоднократно. Предлагались "живые деньги" в размере 600 тысяч рублей за 50 тысяч доз вакцины, но даже это не помогло: отказали по причине отсутствия. Однако в августе вакцина все же поступила в Хабаровский край с маркировкой от 5 мая, то есть она в министерстве на тот момент все-таки была. Сейчас препарат поступил в Приморье в полном объеме, но время во многом было упущено. С учетом того, что именно федеральный центр в прошлом году инициировал сокращение наполовину численности ветеринарных врачей в Приморье, не Москва ли должна оплатить убытки приморских животноводческих хозяйств?
Прибывшие из столицы специалисты по ветеринарии признали действия приморских властей в первую неделю после начала эпизоотии вполне адекватными, но настаивали на полном поголовном уничтожении скота в тех населенных пунктах, где появился ящур. Местные власти избрали более щадящий вариант, но он требует ежедневного надзора в очагах заболеваний, чего изрядно поредевшая за последний год ветеринарная служба обеспечить физически не в состоянии.
Хабаровчане на первых порах помогли приморцам с вакциной. Но не "помогли" ли они нам для начала и с вирусом? По крайней мере, чрезвычайные санитарные мероприятия у себя в Бикинском районе они провели со значительным опозданием, продолжая ввозить к нам продукты питания уже после того, как в Лермонтовке был объявлен карантин. Такие сомнения одолели депутатов, намеренных изучить этот вопрос при помощи окружной прокуратуры. Между тем представитель краевого управления Федеральной службы по фитонадзору и ветеринарии Владимир Семенов неофициально высказал мнение, что эпизоотией мы обязаны соседним провинциям КНР, где в прошлом году было зафиксировано 16 вспышек ящура. В Приморье же ящур, по данным краевого центра госсанэпиднадзора, не был замечен по крайней мере с 1950 года.
Автор: Александр КАРТАШОВ, "Владивосток"