Преступление и наказание

Прошло почти два года с того дня, как в центре Покровки, у офиса ЗАО "Импульс", прогремели выстрелы и всему краю стали известны детали конфликта, приведшего жителя Уссурийска Николая Литвинова на больничную койку, а жителя Покровки Данила Кима на скамью подсудимых.

13 сент. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1817 от 13 сент. 2005

Прошло почти два года  с того дня, как в центре Покровки, у офиса ЗАО "Импульс", прогремели выстрелы и всему краю стали известны детали конфликта, приведшего жителя Уссурийска Николая Литвинова на больничную койку, а жителя Покровки Данила Кима на скамью подсудимых.

Частник на границе

Пожалуй, два обстоятельства вызвали интерес к этому происшествию и у общественности, и у прессы. Первое и главное: яблоком раздора стал клочок земли, примыкающий непосредственно к государственной границе России и КНР. Достаточно известной оказалась и личность пострадавшего: Николай Литвинов - в прошлом первый секретарь Уссурийского райкома КПСС, второй секретарь Уссурийского горкома, какое-то время работал в налоговой инспекции, жертвой же стал, будучи генеральным директором ЗАО "Импульс", которое является хозяином основных фондов - зданий и земли - Полтавского автоперехода. То есть весьма и весьма доходной "калитки", открывающейся для наших соотечественников "и иных народов" только за определенную плату.

Так уж получилось, что в свое время наше государство, по сути, отдало частникам обустройство автопереходов, и именно это является главной причиной время от времени возникающих на них конфликтов. Впрочем, сначала ничто не предвещало вот такого кровавого исхода дела. 

В 1997 году Данил Ким, уволившись из органов внутренних дел Узбекистана в звании майора, перевез свою семью в Покровку. И почти сразу же, найдя контакт с прежним руководством ЗАО "Импульс" и арендовав у него землю, приступил к организации собственного кафе-закусочной на автопереходе в Полтавке. Его хозяйкой стала дочь - Марина Ким. Начали с вагончика, потом расширились. У них все получалось, к ним шли люди главным образом потому, что, несмотря на некую убогость помещений и всего антуража, кухня была просто великолепной. Ведь супруга Данилы Петровича - Клавдия Васильевна - и профессиональный организатор общепита, и столь же профессиональный повар.

Одновременно Данил Петрович Ким в Покровке организовал секцию по вольной борьбе для детей. Там, в Узбекистане, он тренировал милиционеров и одно время даже был чемпионом области. Ребятам нравился немногословный, низкорослый  кореец, и они с удовольствием ходили в его секцию. Любопытная деталь: 14 августа 2004 года, когда Данил Петрович Ким находился в Уссурийском следственном изоляторе, комитет по физической культуре, спорту и военно-патриотической работе администрации муниципального образования Октябрьский район передал ему грамоту за неоценимый вклад в развитие физической культуры и спорта в Октябрьском районе и в связи 66-летием со дня рождения.

Бульдозером на конкурента

В общем, семья Ким прижилась в Октябрьском районе, или, как еще говорят, пришлась ко двору. И все шло к тому, что их закусочная, как любой успешный бизнес, должна была приобрести новую форму, то есть помещение, и новое содержание. Тем более что договор аренды земли ежегодно продлялся автоматически, без каких-либо осложнений.

Но тут в ЗАО "Импульс" произошла смена руководства, на пост генерального директора заступил бывший советско-партийный деятель и действующий депутат Уссурийской гордумы Николай Литвинов, и у Кима сразу же начались неприятности. Задумал новый гендиректор построить собственное кафе, которым управляла бы его дочь. На что Клавдия Васильевна как-то заметила: да пусть строят рядом хоть десяток закусочных, все равно люди будут идти к нам - готовим мы все равно лучше.

По-иному смотрел на конкуренцию Николай Литвинов. Решил он извести закусочную Кима кардинальными методами, которые практиковались в России в "отмороженные" 90-е годы. Причем досрочно, до 31 декабря 2003 года - до этого момента действовал договор аренды земли. И началось.

Николай Литвинов тогда любил повторять, а может, и сейчас любит: "Начиная с гвоздей и кончая государственным флагом - тут все мое". И его работники в полном соответствии с этой установкой бульдозером сровняли с землей туалет, металлоконструкции, предназначенные для расширения кафе, гусеницами перемололи огород, где семья Ким выращивала овощи для закусочной. И даже начали регулярно отключать электроэнергию, из-за чего портились продукты. Между прочим, туалет и огород были расположены на муниципальной земле, а вовсе не на участке Литвинова. Да и энергетики сразу же заявили, что ЗАО "Импульс" не имеет никакого права обесточивать кафе-закусочную. Суд же в своем постановлении признал все эти действия по досрочному выживанию конкурента незаконными.

Ущерб предприятию семьи Ким своими распоряжениями Литвинов нанес немалый, и за две недели до кровавой драмы Данил Ким подал соответствующее заявление в прокуратуру. Ответа он так и не дождался, что, возможно, и спровоцировало дальнейшие события. В какой-то момент, как подчеркнуто в постановлении суда, конфликт принял личностный характер. И лишь потому, что Николай Литвинов неоднократно позволял себе оскорбительные высказывания персонально в адрес Данила Кима. А утром 30 сентября 2003 года он и вовсе показал Даниле Киму неприличный жест - ударил ребром ладони по внутреннему сгибу локтя.

Накануне главе семьи сообщили, что на следующий день Литвинов опять отключит электроэнергию, и с утра старший Ким подъехал к офису ЗАО "Импульс". Цель была одна: еще раз попытаться договориться. Литвинов даже не стал с ним разговаривать, а показал "то самое", и тогда Ким достал свое ружье "Сайга-410к" и выстрелил в обидчика не менее трех раз. Мог бы и добить, боезапаса хватало, но не стал. Сам добрался до РОВД и сдался.

Заплатил здоровьем

Тут впору всем задуматься, сколько каждый из нас терпел бы подобные оскорбления и когда, на каком этапе  терпение лопнуло бы и безумный, безоглядный прыжок на своего обидчика стал бы неизбежен. С кулаками ли, с кольем ли, с ножом ли, а то и с топором - тут все зависит от темперамента и индивидуальных внутренних тормозов. Только надо иметь в виду, что самосуд в России в принципе незаконен, а значит, наказание в любом случае неотвратимо. Данил Ким терпел несколько месяцев, а потом начались его хождения по мукам.

Если принять во внимание расстояние, с которого Данил Ким стрелял - а это 6-8 метров, то Николай Литвинов отделался сравнительно легко. Попавшая в тело дробь не задела жизненно важных центров, и он после относительно недолгого пребывания в больнице, где ему извлекли четыре дробинки №5, вернулся к исполнению своих обязанностей генерального директора ЗАО "Импульс".

Хуже со здоровьем у Данилы Кима. Против него сразу возбудили уголовное дело по покушению на убийство, а это до 15 лет лишения свободы. Под арест, впрочем, сразу не взяли. Лишь через полгода по настоянию пострадавшей стороны - мол, Ким преследовал Литвинова, присылал корейцев к его подъезду - 65-летнего Данила Петровича "закрыли" в Уссурийском следственном изоляторе.

Именно там, в изоляторе, где он пробыл в общей сложности год и два месяца, у него обострился сахарный диабет, который спровоцировал несколько серьезных заболеваний. Судебные заседания между тем, как нарочно, откладывались и откладывались под самыми непредсказуемыми предлогами. Данила Ким прошел несколько амбулаторных и стационарных судебно-психиатрических и судебных психолого-психиатрических экспертиз. Последняя из них состоялась в марте-апреле 2005 года в Хабаровском межрегиональном центре судебной психиатрии. Эксперт-психолог пришел к однозначному выводу: Д. П. Ким в момент совершения инкриминируемого ему деяния находился в состоянии физиологического аффекта. Прокуратура вынуждена была переквалифицировать  его дело и предъявить обвинение в умышленном причинении вреда здоровью средней тяжести.

Вот это обвинение, в сущности, и взял за основу своего постановления Октябрьский районный суд, заседание которого состоялось в начале сентября. Подчеркнув, что Николай Литвинов своими действиями вывел подсудимого из обычного психического равновесия и что преступление совершено в состоянии аффекта, он приговорил Данила Кима к лишению свободы сроком на один год с отбыванием наказания в колонии-поселении. Суд учел, что подсудимый провел в следственном изоляторе год и два месяца, и освободил его от наказания. В качестве компенсации нанесенного материального и физического вреда Данил Ким обязан выплатить Литвинову 50 тысяч рублей.

Пока суд да дело

Еще в публикации двухгодичной давности ваш корреспондент подчеркивал, что по большому счету Покровка, да и весь район по непонятным ему причинам совсем не осудили Данила Кима. А сегодня, уверен, местные и вовсе аплодируют правосудию. В чем тут дело, пусть каждый сам делает выводы. Добавлю лишь, что пока шли разбирательство и бесконечные суды, семья Ким, убрав закусочную с территории автоперехода, построила новое кафе, уже в Покровке, в самом людном месте - напротив автовокзала. Называется оно "Восход". Удивительно, но туда бывает очень трудно попасть: многочисленным туристам, транзитом следующим в Китай и обратно, кухня понравилась бесповоротно.

В ЗАО "Импульс" сменился хозяин, но Николай Литвинов по-прежнему генеральный директор и у него все нормально. Он возвел-таки туалет взамен порушенного. На границе тоже все, слава богу, спокойно. Вот такая житейская история со счастливым концом.

Автор: Евгений ИЗЪЮРОВ, "Владивосток"