Пролетая со "Свистом" над гнездом "Кукушки"

Корейская Народно-Демократическая Республика в отличие от соседних Южной Кореи, Китая и Японии остается все-таки страной довольно таинственной и экзотичной, несмотря на растущую год от года открытость. Свое, не похожее на другие страны лицо имеет и автомобильная Корея. Корреспонденты "В", попавшие в КНДР на празднование 60-летия освобождения страны, визуально изучали особенности местного автопарка в течение недели.

2 сент. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1812 от 2 сент. 2005

Корейская Народно-Демократическая Республика в отличие от соседних Южной Кореи, Китая и Японии остается все-таки страной довольно таинственной и экзотичной, несмотря на растущую год от года открытость. Свое, не похожее на другие страны лицо имеет и автомобильная Корея. Корреспонденты "В", попавшие в КНДР на празднование 60-летия освобождения страны, визуально изучали особенности местного автопарка в течение недели.

Удивляться мы начали прямо в аэропорту Пхеньяна, откуда приглашающая сторона забрала нас на праворульном "автоматном" микроавтобусе Toyota LiteAce. Движение, как и в России, правостороннее, по дорогам точно так же бегают вперемежку праворульные и леворульные авто, вот только о запрете "неправильной" баранки никто речи не ведет. Это объясняется просто: в России подобные инициативы продиктованы заботой не о безопасности, а об отечественной автомобильной промышленности. В Северной Корее же собственный автопром не в силах обеспечить потребности страны. Значит, приходится ввозить, и отказываться от японских авто было бы просто неразумно (при том, что самих японцев в КНДР не очень любят).

Пожалуй, второе место по распространенности после "японцев" держат "немцы" - преимущественно достаточно старые "мерседесы". Встречаются и советские "УАЗы" с "Волгами", древние "Вольво" и прочая экзотика. Что интересно, преобладают автомобили представительского класса - седаны Crown и Cedric, вседорожники Land Cruiser и Pajero и т. д. Автомобилей типа "Короллы" практически нет. Косвенно это свидетельствует о том, что частных машин в КНДР мало: большинство принадлежит государственным организациям. Если говорить о возрасте, то корейский автопарк выглядит чуть-чуть старше приморского. А самое главное отличие - он гораздо малочисленнее. Большинство корейцев пользуются велосипедами и общественным транспортом (в Пхеньяне помимо всего прочего имеется и метрополитен).

Собственный автопром в КНДР не слишком развит. Но еще в эпоху СССР здесь было развернуто, в частности, производство автомобилей повышенной проходимости и грузовиков, очертаниями напоминающих "ГАЗы" и "ЗиЛы". А совсем недавно совместно с южнокорейскими инженерами в Пхеньяне заработал автозавод "Пхенхва". Он производит две модели автомобилей: компактные седанчики, название которых переводится как "Свист", и вседорожники "Кукушка". Эти машины уже можно встретить на улицах Пхеньяна.

Светофоры в КНДР очень редки (экономия?). В основном их функцию выполняют девушки-регулировщицы на перекрестках. Колоритнее всего они выглядят в темное время суток: их светящиеся пульсирующим красным цветом жезлы напоминают лазерные мечи из фильма "Звездные войны". Впрочем, особой надобности в регулировании движения, на взгляд владивостокца, нет: трафик очень жидкий. Тем больше удивляют избыточно широченные трассы - от пхеньянского проспекта Возрождения до магистрали Пхеньян-Нампхо. Может быть, это запасные взлетно-посадочные полосы?

Вождение в КНДР отличается от нашего не только объективными, но и субъективными особенностями. Если у нас сигналят либо в целях предотвращения ДТП, либо просто от избытка эмоций, то в КНДР сигналят постоянно: перед закрытым поворотом, идя на обгон, двигаясь мимо второстепенной дороги, с которой кто-то собирается выехать, просто увидев людей, переходящих дорогу или вовсе стоящих на обочине. Видимо, водители считают нужным постоянно напоминать о себе, таким образом предупреждая аварии. В подаче звуковых сигналов корейцами нет ничего вызывающе-нервозного, как у нас.

Самые дорогие, можно даже сказать, бесценные автомобили КНДР не бегают по улицам, а находятся под круглосуточной охраной. Это прежде всего черный "мерседес" 600SEL, на котором передвигался в последние годы своей жизни Ким Ир Сен. Сегодня машина находится в Кымсусанском мемориальном дворце, рядом со стеклянным саркофагом вождя. А в залах Выставки дружбы между народами (уезд Хянсан) мы увидели еще три особых автомобиля. Первый и самый большой из них - бронированный "ЗиС", подаренный в 1950 году Сталиным Ким Ир Сену. Традицию продолжили Маленков в 1953-м и Булганин в 1955-м: они прислали в КНДР одинаковые, по крайней мере внешне, черные "ЗиМы". Начиная с Хрущева никто из советских лидеров таких подарков корейскому вождю уже не делал:

Северная Корея - Владивосток

Автор: Василий АВЧЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"