Связь навсегда
ОАО "Дальсвязь" недавно завершило модернизацию местной телефонной связи во Владивостоке. На смену последней механической декадно-шаговой АТС введена в эксплуатацию новая цифровая станция на 13 тысяч номеров.
ОАО "Дальсвязь" недавно завершило модернизацию местной телефонной связи во Владивостоке. На смену последней механической декадно-шаговой АТС введена в эксплуатацию новая цифровая станция на 13 тысяч номеров.
В результате модернизации жители бухты Тихой, мыса Чуркина, Спортивной, Борисенко получили самые современные, надежные услуги телефонной связи, в том числе высокоскоростной доступ к всемирной сети Интернет. В конце этого года специалисты Приморского филиала ОАО "Дальсвязь" планируют предоставлять такие услуги, как видео по запросу и телевидение.
Что значит время, задумываемся мы иногда? Скажем, 10, 20, 30 лет?
Для истории целого государства это небольшой промежуток времени, а для отдельного человека?
В суете повседневных забот мы порой не замечаем, как быстро оно бежит, как пролетают годы. Особенно для людей, которые заняты любимым делом.
- Сегодня, оглядываясь назад лет так на 30, понимаешь, что сделано для становления телефонной связи Приморья немало, - говорит генеральный директор ЗАО "Востоктелеком" Александр Мальцев.
- Это сейчас, когда прошло время, мы, как специалисты, можем уверенно сказать, что современная, отвечающая всем мировым стандартам телефонная связь в Приморье установлена навсегда.
Но это не означает, что путь наш был гладким и ровным, мы испытывали огромные трудности, сомневались, особенно в начале перестройки, рыночной экономики.
Нас никогда не обучали работе в таких условиях, но, несмотря ни на какие препятствия, приморские связисты показали, что способны работать, не уступая зарубежным специалистам ни в чем: ни в технической подготовке, ни в области знаний современных технологий и оборудования. Иностранцы постоянно удивлялись, что приморским связистам было знакомо даже самое современное оборудование.
Из социализма - в капитализм
- Конечно, было время, когда мы развивались только по остаточному принципу, при социализме, - вступает в разговор Геннадий Мельников, долгое время возглавлявший ОАО "Дальневосточная компания электросвязи". - Здания под телефонные станции нужны были определенного стандарта, их строили по 5-8 лет. А если нет зданий для телефонной станции, то, значит, не выделяли ни оборудование, ни кабельную продукцию. Промышленность СССР выпускала в год 1 млн. номерной емкости, это следовало поделить на всю страну. С большими трудностями из-за хронического отсутствия финансирования, оборудования и кабельной продукции нам удавалось за пятилетку устанавливать в крае не более 10 тысяч телефонных номеров. Междугородные переговоры нужно было заказывать заранее, за несколько дней вперед. Связисты находились в безвыходном положении: с одной стороны, экономика требовала современных средств электросвязи, с другой - плановая система хозяйствования тормозила развитие телефонизации. Переход от командно-административной системы к свободному рынку был очень тяжелым: жили в одной системе, а проснулись уже при капитализме. В стране начался процесс приватизации, акционирования предприятий связи. Опыта работы и жизни в новых условиях не было, никто не знал, что такое быть акционером. Мы, что называется, познавали все "прелести" социальных, экономических процессов, происходивших в стране, и одновременно налаживали электросвязь. Плюсы, несомненно, были. Мы обрели право самостоятельно распределять заработанные средства, строить объекты связи. Это дало возможность резко увеличить объемы строительства. Хотя в коллективе обсуждались всевозможные популистские идеи, вплоть до выделения отдельных производственных коллективов в самостоятельные предприятия.
Тогда сработало несколько факторов: здравый смысл, знание общих экономических законов, определенная воля руководителей приморской электросвязи; вывод был однозначным - дробить огромное предприятие нельзя ни в коем случае. Вот такой пример: в 1996 году во Владивостоке ввели в эксплуатацию автоматическую междугородную станцию. Строили ее 8 лет всем коллективом, аккумулировали средства, закупали оборудование, создавали социально-бытовые условия для персонала станции, отрывая деньги от других важных объектов. Как можно было выделить междугородную телефонную станцию в отдельное предприятие? Акционирования "междугородки" потребовали некоторые руководители подразделения, пытаясь склонить к этому весь коллектив. Именно благодаря правильному выбору руководству производственно-технического управления связи Приморского края во главе с Геннадием Мельниковым удалось не только правильно провести акционирование предприятия, сохранить огромный коллектив высококвалифицированных специалистов, но и создать условия для развития средств телефонной связи. Сегодня эти опытнейшие топ-менеджеры могут написать тома книг, учебных пособий, как нужно строить бизнес в условиях современного рынка. А тогда нужно было принимать верные, взвешенные решения, степень ответственности перед отраслью и трудовым коллективом была огромной. Заниматься чисто техническими вопросами телефонизации края было легче, но приходилось дополнительно осваивать современные профессии топ-менеджеров. Сегодня любой студент может грамотно растолковать, что такое аукционы, их формы. Появилось и соответствующее законодательство. Но еще 13 лет назад информация об аукционах была краткой, чуть ли не из периодической печати выяснили, что они бывают денежные, ваучерные, залоговые. Приморские связисты могли вполне "опростоволоситься", как их коллеги из других регионов, и продать акции, например, за ваучеры. Что на них в те годы можно было купить, никто не знал. После долгих консультаций со специалистами краевого фонда имущества связистам удалось продать 22 процента своих акций на инвестиционных торгах, на которые были приглашены крупнейшие мировые компании. Сумма сделки составила 20 млн. американских долларов. Кстати, одними из первых в отрасли в России приморские связисты сумели столь грамотно продать свои акции за такую крупную сумму.
Весь мир на связи
К Приморью стали проявлять интерес телекоммуникационные компании со всего мира: из Швеции, Финляндии, Германии, Италии, Словении, Японии, Республики Корея и других стран. Все понимали, что только для модернизации телефонной связи понадобится цифровых автоматических телефонных станций не менее чем на 300 тысяч номеров. Некоторые продавцы предлагали свое оборудование на самых диких тогда условиях - до 30 процентов в год за кредиты. Это были первые шаги, но и они оказались самыми верными, правильными: тщательно изучались цены на рынке, партнеры, работали с заводами-изготовителями. Стратегия приморских связистов была проста: для компаний, предлагающих свои услуги, объявлялся тендер. Иногда участников набиралось около десятка. Выбирали тех, кто предлагал лучшие условия для сотрудничества. Объявленный тендер на поставку оборудования выиграла американская компания AT&T, второй была немецкая компания "Siemens" ("Сименс"). По ряду причин американцы отказались от сотрудничества, контракт был подписан с "Сименс". Сделка была настолько выгодна германским партнерам, что они предоставили ОАО "Электросвязь" Приморского края "револьверный" (товарный) кредит на 20 млн. немецких марок на поставку современного оборудования для цифровых автоматических телефонных станций. О таких деньгах в то время никакая компания не могла даже мечтать. Да и сегодня такие деньги - из области фантастики.
Справка "В"
Одним из мировых показателей экономической стабильности государства, уровня интеллектуальности общества является степень развития электросвязи. Сегодня электросвязь является наиболее динамично развивающейся отраслью и занимает одно из ведущих мест в российской экономике. По данным финансового агентства AK&M, ОАО "Дальневосточная компания электросвязи" входит в число ведущих предприятий отрасли России. Благодаря самоотверженному труду огромного коллектива приморских связистов нам доступны все современнейшие телекоммуникационные средства связи: высокоскоростная передача данных, мобильные сотовые и спутниковые телефоны, интеллектуальные сети, сеть Интернет, IP-телефония. Не в одночасье были стерты границы между целыми государствами, и люди получили возможность войти в мировое информационное пространство. В этом огромная заслуга принадлежит всем связистам Приморья. Современнейшая техническая база и условия для дальнейшего устойчивого развития всего акционерного общества "Дальсвязь" созданы, образно говоря, благодаря неразрывной связи всех поколений приморских связистов. Любая техническая революция, которая развивается столь стремительно, что порой не укладывается в сознании, требует и людской ротации.
Именно грамотные стратегические действия при приватизации и помогли заложить огромную базу в деле цифровизации средств связи Приморского края. Была совершена техническая и технологическая революция, в полном смысле этого слова. Первыми на Дальнем Востоке установили цифровое оборудование системы EWSD на Владивостокской междугородной станции на 6 тысяч портов, что дало потребителям принципиально новые услуги, такие, как высокоскоростная передача данных, быстрый доступ к мировым информационным сетям, видеотелефонию, конференц-связь. Междугородная связь стала качественной, оперативной. Не выходя из дома, можно было по автоматической телефонной связи дозвониться в любой город, поселок России или любое государство мира.
По этому же "револьверному" кредиту кроме цифрового оборудования для АТС Уссурийска, Находки, Артема приобрели каналообразующее оборудование на базе стекловолоконных линий связи. Эти современные цифровые АТС позволяют наращивать телефонные емкости даже при внезапном увеличении номерной потребности в десятки раз. В год стали вводить до 40 тысяч номеров емкости, устанавливать до 30-40 тысяч квартирных телефонов.
Технический прогресс сказался и на развитии телефонной связи в сельской местности. Самая большая проблема была в отдаленности, разбросанности поселков и невысокой плотности населения. Связь на селе до сих пор убыточная. Но тем не менее политика ОАО "Электросвязь" Приморья была направлена на телефонизацию всех районов. В крае построили кабельные линии нового типа - волоконно-оптические, позволяющие качественно и с высокой скоростью передавать информацию. Эти линии соединили с Владивостоком Уссурийск, Находку, Артем, Спасск-Дальний, Черниговку, Михайловку и другие районы.
Большой коллектив всей "Электросвязи" работал, как отлаженный часовой механизм. Во многом благодаря высокой технической грамотности специалистов, абсолютной дисциплине, тщательной организации труда, постоянному контролю со стороны руководства. Не сиюминутная выгода определяла действия связистов. Стремление оставить потомкам телефонную связь на века - это был государственный, в полном смысле слова, подход к делу, капитализм с человеческим лицом. Одновременно решались и социальные, и технические задачи, трудно выделить, какие из них были важнее: развитие сети, строительство современных зданий районных узлов связи или помощь участникам Великой Отечественной войны. Специалисты одних отделов заключали договоры на поставку оборудования, другие монтировали и подключали АТС, прокладывали стекловолоконные линии связи с применением пакетной передачи информации SDH1+1, что давало возможность организовать столько цифровых каналов междугородной связи, сколько требовалось для городов и районных центров. Это была самая современная технология.
Все работали над одной, общей идеей - дать телефон каждому, кто обратится с такой просьбой. Сегодня можно уверенно сказать, что такую задачу коллектив "Электросвязи" Приморья выполнил. Практически любой потребитель может написать заявление, оплатить услугу, и ему установят телефон, хоть несколько. Если бы вернуть время вспять, то, наверное, мало кто мог бы решиться повторить подобное, выполнить весь объем работ, никто и не поверил бы, что техническую революцию можно совершить в столь стремительные сроки. К слову сказать, тогда руководство "Электросвязи" могло жить припеваючи только на одной модернизации АТС или сборе абонентской платы. Иная цель была - самое современное и высококачественное оборудование и виды электросвязи поставить на службу человеку. Сегодня ОАО "Дальсвязь" в отрасли уверенно занимает ведущие места по многим показателям. Может быть, поэтому некоторые псевдосвязисты пытаются присвоить себе чужие заслуги, заявляя, что развивали телефонную связь в крае. Хотя в те годы на долю этого оператора электросвязи приходилась мизерная доля, меньше сотой процента от предоставляемых услуг населению края.
Рождение "Востоктелекома"
Многие руководители крупных предприятий Приморья, побывав за границей, по привычке ругали родных связистов. Дескать, за рубежом телефонная связь такого высокого уровня, что даже из Тайваня, Бельгии прямо из машины можно в родное Приморье позвонить. Одно им было невдомек, что без подготовленной связистами Приморья инфраструктуры ни с кем не смогли бы поговорить из-за границы.
Мало кто сегодня из молодых знает, что когда-то столица Приморья была закрытым городом: приехать в командировку, на учебу в любой вуз или в гости к родственникам можно было только по специальному разрешению. Точно так же обстояли дела и с международной телефонной связью. С зарубежным городом можно было связаться только по заказной системе с помощью телефонистки через Московскую международную телефонную станцию, соединения не всегда удавались, часто переговоры срывались по техническим причинам из-за нехватки каналов связи. Это было очень неудобно, долго, неоперативно. Качество такой телефонной связи, конечно, не соответствовало требованиям времени. Когда Владивосток открыли, то к нам стали приезжать не только граждане России, но и иностранцы. Десятками приезжали представители деловых кругов США, Австралии, Республики Корея, Китая, Японии. Однажды из США даже прибыла представительная делегация из ста человек. Они изучали российский рынок, экономику. Все задавали в первую очередь вопросы по телефонной связи, можно ли было организовать факс. В те годы это были неотъемлемые критерии для организации серьезного бизнеса. Даже на сессии краевого совета обсуждался вопрос, что необходимо развивать бизнес, деловые отношения с представителями зарубежных стран, но соответствующей международной связи нет. Организация серьезных партнерских отношений на долговременной основе, налаживание бизнеса в России и в Приморье, в первую очередь со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, естественно, требовали доступной телефонной связи. Элементарно не хватало каналов междугородной связи даже до Москвы. Как воздух был необходим выделенный канал для международной телефонной связи, которая бы осуществлялась напрямую из Владивостока, например, в Японию. В министерстве не особенно поддерживали эту идею, неохотно рассматривали данную проблему, несмотря на то, что технически вопрос был несложным. Геннадию Мельникову пришлось пойти на прием к министру связи СССР, неоднократно поднимать этот вопрос у министра связи РСФСР и многих его заместителей. Доказывал, что выделение подобного канала связи быстро принесет огромные прибыли. Не меньше потребность в международных каналах телефонной связи была у всего Дальневосточного региона: Сахалинская область, Камчатка, Якутия, Хабаровск испытывали те же проблемы, что и Приморье. Если бы не настойчивая деятельность Геннадия Мельникова и его единомышленников Бориса Дземы, Александра Мальцева, то вопрос, наверное, решался бы еще дольше. А вот японская сторона усиленно пробивала этот вопрос, тогда и появилось предложение создать совместное предприятие. Со стороны Японии своеобразными первопроходцами в организации международной связи на Дальнем Востоке стали компании: оператор связи "Kokusai Denshin Denva Co., Ltd" ("Кокусаи Деншин Денва"), производитель средств телефонной связи, известная во всем мире корпорация NEC и "Nisso Iwai Corporation" (NIC) ("Ниссо-Иваи"). Японские бизнесмены предпринимали активные действия, даже на правительственном уровне. Дважды их делегации приезжали в Россию. В Японии даже опубликовали в прессе информацию о том, что международная связь с Россией уже организована. Это очень заинтересовало представителей деловых кругов Страны восходящего солнца. И Министерству связи СССР ничего не оставалось, как согласиться выдать соответствующую лицензию. Лицензия за № 1 в СССР на осуществление международной телефонной связи была выдана именно производственно-техническому управлению связи Приморского края. Это исторический факт. Уже из Москвы сообщили, что принято правительственное решение, но во Владивостоке поверили этому, только получив долгожданный факс. Это была огромная победа. Соглашение подписывали в Токио на уровне посла России в Японии, а от партнеров - представители министерства иностранных дел Страны восходящего солнца. К слову, сегодня такие лицензии выданы десяткам тысяч операторов связи, но именно приморские связисты стали первыми. 25 процентов акций принадлежало российской стороне, а 75 процентов - японской. Очень важным моментом было то, что приморские связисты в качестве капитала вложили только свои телефонные сети, производственные помещения. Ни о какой валюте тогда и речи не было - из-за отсутствия оной.
Генеральным директором "Востоктелекома" Геннадий Мельников назначил своего заместителя по телевидению и радиовещанию Бориса Дзему. Выбор Мельникова был не случаен: Борис Иванович - высококвалифицированный специалист, на новом поприще стал не только генератором идей, но и прекрасным организатором, настоящим дипломатом в работе с иностранными партнерами. По мнению коллег, Борис Дзема был очень умным человеком с огромными способностями, умел отстаивать интересы всего коллектива, но при этом вел себя крайне тактично, деликатно. Борис Иванович полностью воплотил в себе тип руководителя нового времени, обладал стратегическим мышлением, еще в то время сумел предвидеть, какие услуги в области телекоммуникаций будут востребованы людьми спустя десять-двадцать лет.
Приморье вышло из-за занавеса благодаря спутниковому международному каналу с Японией, который в буквальном смысле слова связал край со всеми странами мира. Сначала выделенный спутниковый канал позволял пользоваться автоматической международной связью только предприятиям или предпринимателям, но после ввода в эксплуатацию в 1996 году современной междугородной станции стандарта EWSD во Владивостоке этот вид связи стал доступен широкому кругу всего населения Приморья. Сейчас с домашнего телефона, из офиса, хоть с телефона-автомата, не прибегая к услугам телефонисток, можно дозвониться в любое государство или зарубежный город: на Гавайи, Берег Слоновой Кости, во Францию, Бразилию. Так Приморье стало частью цивилизованного информационного пространства.
- Меня даже не предупредили ни из администрации края, ни из министерства, - продолжает разговор Геннадий Мельников, бывший генеральный директор ОАО "Дальсвязь". - В кабинет вошли пятеро американцев. Один из них был первый секретарь посольства США в России. Было принято межправительственное соглашение об открытии на Дальнем Востоке консульства США.
Одним из важных препятствий было бытовавшее мнение, что Приморье слишком отдалено от Москвы и во Владивостоке плохо с телефонной связью. На просьбу первого секретаря посольства США предоставить 5 телефонов для будущего консульства Геннадий Мельников ответил утвердительно. Тогда американцы выдвигают очередную просьбу - телекс из Владивостока в Москву и снова получают положительный ответ. Затем гости вежливо поясняют, что без прямого канала с Москвой и остальных средств связи консульство во Владивостоке все равно не откроют. На что Геннадий Васильевич уверенно заверил иностранцев, что и с прямым каналом связи проблем нет никаких. Так что благодаря приморским связистам именно во Владивостоке, а не в Хабаровске было открыто американское консульство. Телефонная связь в Приморье уже тогда отвечала всем требованиям мирового стандарта.
Справка "В"
ЗАО "Востоктелеком" (VTC) - российско-японское предприятие, работает в области связи с 1992 года. В настоящее время "Востоктелеком" располагает самым современным комплексом оборудования и имеет лицензии на предоставление различных услуг связи на территориях республик Бурятия, Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Чукотской, Амурской, Иркутской, Магаданской, Новосибирской, Сахалинской, Московской областей. Сегодня закрытое акционерное общество имеет свои представительства в Хабаровске, Южно-Сахалинске, Якутске и представителей в Анадыре, Магадане, Петропавловске-Камчатском. ЗАО "Востоктелеком" предоставляет широкий спектр услуг связи: от строительства корпоративных сетей спутниковой связи до всего комплекса работ "под ключ" по проектированию, поставке, монтажу и вводу в эксплуатацию терминалов станций спутниковой связи VSAT, а также систем инженерного обеспечения; услуг Интернета, IP-телефонии, TV-репортажей. "Востоктелеком" - один из учредителей Национальной ассамблеи спутниковой связи. В 2002 г. Общество содействия национальной промышленности в Париже вручило золотую медаль ЗАО "Востоктелеком" в знак признания качества товаров и услуг, за динамизм развития и созидательность. Особо была отмечена роль руководителя компании Бориса Дземы, осуществлявшего ее эффективное управление.
VTC сегодня: сигнал для президента
Благодаря приморским связистам и их японским партнерам доступ к прямому международному каналу получили и другие регионы Дальневосточного федерального округа. В настоящее время ЗАО "Востоктелеком", располагая самым современным комплексом оборудования, получило лицензии на предоставление различных услуг связи на территориях республик Бурятия, Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Чукотской, Амурской, Иркутской, Магаданской, Новосибирской, Сахалинской, Московской областей. Компания имеет свои представительства в Хабаровске, Южно-Сахалинске, Якутске и представителей в Анадыре, Магадане, Петропавловске-Камчатском. Сегодня ЗАО "Востоктелеком" предоставляет широкий спектр услуг связи: от строительства корпоративных сетей спутниковой связи до всего комплекса работ "под ключ" по проектированию, поставке, монтажу и вводу в эксплуатацию терминалов VSAT (висат), а также систем инженерного обеспечения.
Экономические, территориальные особенности Сибири и Дальнего Востока, низкая плотность населения, сложные климатические условия обусловили целесообразность развития сетей телекоммуникаций региона на базе спутниковых каналов. Эффективны такие услуги "Востоктелекома", как предоставление в аренду междугородных и международных спутниковых цифровых каналов связи с пропускной способностью 19,2-2048 Кбит/с. Сегодня мало удивишь пользователей компьютеров предоставлением услуг Интернета. "Востоктелеком" обеспечивает стабильный и качественный доступ в сеть с высокой скоростью прохождения Интернет-трафика. Подключение пользователей к сети Интернет производится по проводным и беспроводным (Radio Ethernet [радио изернет]), Wi-Fi [вай фай]) каналам и по коммутируемым соединениям. Кроме того, оказываются и другие услуги Интернета, в том числе хостинг. Другая динамично развивающаяся услуга, предоставляемая ЗАО "Востоктелеком", - IP-телефония. Благодаря современному оборудованию пользователи получают высококачественную связь, не уступающую обычной междугородной и международной связи c посекундной тарификацией, отличное качество передачи факсов. Только с помощью "Востоктелекома" работает связь в отдаленных сельских и северных районах региона.
По заявкам отечественных и зарубежных телекомпаний "Востоктелеком" обеспечивает оперативную передачу и прием телерепортажей в формате MPEG-2/DVB из Владивостока на Москву и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прием репортажей из северо-восточных регионов с ретрансляцией на Москву, участвует в организации видеоконференций и телемостов. Визит президента России Владимира Путина во Владивосток в 2003 году Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК) транслировала в прямом эфире. Сигнал с мобильной земной станции спутниковой связи "Flay Away" ("Флэй Эвэй") принимался Центром спутниковой связи ЗАО "Востоктелеком" и ретранслировался на Москву.
Сегодня "Востоктелеком" предоставляет услуги местной, междугородной, международной телефонной и факсимильной связи по выделенной сети, а также услугу автоматического выхода на абонентов системы INMARSAT. Благодаря надежной репутации "Востоктелекома", высочайшему качеству предоставляемых им услуг партнерами акционерного общества стали: Центральный Банк России и Российская Академия наук, службы гражданской авиации и министерства путей сообщения, российские и зарубежные компании, консульства Индии, КНДР, Республики Корея, США и Японии, операторы связи Дальневосточного региона.
За тринадцать лет в "Востоктелекоме" выросла плеяда высококвалифицированных технических специалистов и менеджеров, безоговорочно преданных делу, таких, как технический директор Роман Бобчаник, заместитель генерального директора по спутниковой системе связи Владимир Дойков, финансовый директор Елена Луговец, начальник коммерческого отдела Евгения Симканич, начальник отдела VSAT Александр Савин и другие.
Чьи "соты" слаще?
Параллельно с открытием "Востоктелекома" велась работа по оформлению разрешения на осуществление сотовой связи для "Примтелефона". Политика министерства тогда была однозначной - отечественным предприятиям лицензию на такую деятельность не выдавать, только иностранным. Целых два года приморские связисты не могли получить лицензию на сотовую связь. Также было создано совместное предприятие с американской компанией "Глобал Телеком" на таких условиях: 50 процентов капитала предоставляли американцы в виде живых денег и оборудования. Приморские связисты - тоже 50 процентов, но не вкладывая в это выгодное предприятие ни цента, которых, к слову, в то время не было, а просто предоставляя доступ к каналам связи, производственные помещения, электроэнергию, обслуживание клиентов. В то время существовало три стандарта сотовой связи: один из них - DAMPS - 800 и два североевропейских - NMT-450, GSM-900. Два последних в будущем давали возможность подключения к роумингу в других странах. Геннадий Мельников и его команда, настоящие профессионалы, видели перспективы североевропейского стандарта, понимали, что очень скоро мобильная связь охватит весь Дальневосточный регион, и приняли абсолютно верное со стратегической точки зрения решение. Это стало залогом постоянного преимущества "Примтелефона" в будущем. Тогда еще не все приморцы знали, что в мире давно существует такая услуга телефонной связи, как сотовая, для которой не нужны были провода, кабели. Разумеется, первыми клиентами "Примтелефона" в те годы были деловые люди, представители администрации края, предприниматели Владивостока. Они по достоинству смогли оценить удобство быстрой телефонной связи, когда можно было связаться с партнерами хоть в России, хоть за рубежом. Несмотря на то, что первые телефонные трубки были очень дорогими, сотовая связь обрела огромную популярность. С появлением нового оборудования и недорогих телефонных аппаратов она стала доступна буквально каждой семье.
Сейчас мобильная связь проникла даже в отдаленные населенные пункты. Знакомый как-то посетовал, что не может застать мать дома, которая живет в деревне: то коров пасет, то доит их, то на огороде возится, на летней кухне готовит или за грибами в лесу пропадает. После того как подарил ей сотовый телефон, все проблемы разрешил: и про здоровье узнает вовремя, и лекарство какое нужно из города доставит. Сначала мама к телефону относилась, как к чудачеству, а теперь без него не выходит из дома. Ведь как удобно: и с сыном можно в любое время поговорить, и с внуками - хоть сказки по телефону рассказывай, а с невесткой все кулинарные рецепты и сериалы можно обсудить. А раньше на всю деревню один телефон был - в конторе.
* * *
За значительный вклад в развитие телефонной связи и качественное предоставление услуг ОАО "Электрическая связь" Приморского края неоднократно награждалось международными призами и сертификатами. Благодаря правильно взятому курсу, совершенной технологической революции и огромной работе по модернизации, совершенствованию, развитию сети, неустанному стремлению руководства и коллектива в целом удовлетворить спрос на все виды современных услуг связи акционерное общество в начале XXI века имеет мощную современную техническую базу средств электросвязи. Сегодня в Приморье монтированная телефонная емкость составляет 500 тысяч номеров. На 100 человек в крае приходится 27 телефонов, а во Владивостоке - 33. По объему предоставляемых услуг в 2002 году "Электросвязь" вышла на 8-е место в России, по Интернету - на 3-е место. В сутки проходит 300 тысяч междугородных и 15 тысяч международных разговоров. Цифры говорят сами за себя: телефонной связью люди пользуются активно. И эти достижения не являются пределом.
Можно уже уверенно сказать, что ОАО "Дальневосточная компания электросвязи" - это единое целое, современное, высокотехнологическое, крупнейшее телекоммуникационное предприятие в России и оно навсегда останется в числе лидеров в своей отрасли во многом благодаря нерушимой связи поколений.
АЛЕКСАНДР МАЛЬЦЕВ после окончания мореходной школы получил специальность радиооператора. Три года отслужил в войсках специального назначения в Уссурийске. В 1965 году поступил в Одесский электротехнический институт связи имени А. С. Попова на факультет радио и телевидения, в 1970-м был распределен в Челябинский областной эксплуатационно-технический узел связи, где проработал главным инженером десять лет. С 1980-го более 20 лет проработал в ОАО "Дальсвязь". Начинал в должности начальника междугородной связи. Последние 10 лет был техническим директором. С сентября 2003 года возглавляет ЗАО "Востоктелеком". Имеет звания "Мастер связи", "Заслуженный связист России", "Ветеран труда", "Почетный ветеран спецназа".
БОРИС ДЗЕМА несколько лет проработал во Владивостокском радиоцентре. Десять лет работал в краевом радиотелевизионном передающем центре. С 1983 по 1991 год - в Приморском краевом производственно-техническом управлении связи. С 1992 года был генеральным директором ЗАО "Востоктелеком". В 2003 году бессменный руководитель "Востоктелекома" ушел из жизни. В честь Бориса Ивановича Дземы был назван Центр спутниковой связи (ЦСС).
ГЕННАДИЙ МЕЛЬНИКОВ после окончания ремесленного училища 12 лет проработал монтером, техником, старшим техником на Владивостокском телеграфе. В 1967 году стал заместителем начальника Приморского краевого производственно-технического управления связи, потом главным инженером, затем начальником. С апреля 1995 года Геннадий Мельников возглавил ОАО "Электрическая связь" Приморского края. С 2001 года Мельников - генеральный директор ОАО "Дальневосточная компания электросвязи". В этом же году исполнилось 50 лет его беззаветного служения развитию средств связи в регионе. Мельников избран академиком двух международных академий - Академии связи и Академии информатизации. Дважды награжден орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы, медалями, ему присвоены звания "Мастер связи", "Заслуженный связист России".
Автор: Лариса РАСПУТНАЯ, специально для "В", Василий ФЕДОРЧЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"