Палка о двух концах

Сентябрь, белые банты и фартуки, первый звонок и букеты в руках первоклашек. Атмосфера праздника, наивного ожидания чего-то светлого и чистого. Атмосфера, хоть и на короткий срок, но заслоняющая проблемы образования, конца и края которым не видно. И даже заглушенные на время праздничными фанфарами, проступают эти проблемы все более отчетливо.

2 сент. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1812 от 2 сент. 2005

Сентябрь, белые банты и фартуки, первый звонок и букеты в руках первоклашек. Атмосфера праздника, наивного ожидания чего-то светлого и чистого. Атмосфера, хоть и на короткий срок, но заслоняющая проблемы образования, конца и края которым не видно. И даже заглушенные на время праздничными фанфарами, проступают эти проблемы все более отчетливо.

...На минувшей неделе на страницах нашей газеты в режиме оперативной информации была опубликована заметка, резко выбивавшаяся из общего  хора реляций и рапортов о готовности школ к новому учебному году. Речь в ней шла о том, что 70 процентов (именно так! - Ред.) выпускников педагогических вузов, колледжей и училищ Приморского края отказываются идти работать по специальности. Приводились и такие цифры:  дипломы по педагогическим специальностям получило в этом году около 750 выпускников. Вакансий же в школах края (читай - пустых клеток в школьных расписаниях уроков) около 800. Кто будет работать?

Понятно, что в городах, особенно крупных, ситуация чуть проще - можно поискать почасовиков, совместителей; в конце концов многие учителя с радостью возьмут дополнительные часы - хоть какой-то приварок к хилой зарплате. А что делать в конкретном селе, где нет конкретного учителя химии? Или английского языка? Кто их заменит? И стоит ли после этого удивляться тому, что села стремительно пустеют? Вполне ведь понятно, что ради нормального образования для ребенка адекватные родители пойдут на любой шаг, вплоть до переезда:

Поначалу, было, подумал: что ж такое? Куда смотрит власть? И неужели только у нас в Приморье складывается такая ситуация, естественно ведущая к деградации общества? Ан нет. Проблема, оказывается, значительно шире. Статистика в крае как две капли воды похожа на общероссийскую ситуацию, что подтвердили и прошедшие на этой неделе на центральных телеканалах репортажи из самых разных уголков российской глубинки.

Мы очень любим говорить о некоей "средней" зарплате, которая не так быстро, как хотелось бы, но все же неуклонно растет. Об этом же с радостным блеском в глазах говорили недавно руководители Минфина РФ и Центробанка, представляя купюру достоинством в 5 тысяч рублей: дескать, доходы населения растут, средняя зарплата (все та же, пресловутая "средняя") приближается к 8 тысячам, не за горами и полновесная "десятка":

Черт их знает, как они там у себя считают. Если поделить зарплату крупного банкира и сотни молодых учителей, то, наверное, 7-8 тысяч и получится. Если учитывать, что базовая ставка пришедшего после вуза в школу молодого специалиста составляет 1300. Бешеные "бабки", понимаешь:

Конечно, существуют разные "накрутки", однако все та же статистика - вещь упрямая: отважившиеся на работу в школе выпускники педвузов получают не больше 3,5 тысячи, учителя со стажем и наградами - чуть более 5. И все высокопарные словеса, регулярно произносимые 1 сентября, в День учителя или на последнем звонке, возле окошка кассы как-то забываются:

Высоколобые политологи все носятся с вопросом: где взять национальную идею? Озвучена она уже между тем не раз и не два: национальная идея - это образование и воспитание подрастающего поколения. Все остальное - бесовщина, от лукавого:

Впрочем, всякая палка - о двух концах. В педагогических учебных заведениях огромное количество бюджетных мест. И добрая половина из тех 70 процентов, что ежегодно отказываются идти работать в школу, учились бесплатно, за счет бюджета. А что такое бюджет? Это мы с вами, наши налоговые платежи. Возникает вопрос: имеет ли право специалист, получивший диплом "задаром", после этого отказываться от предложенной работы? Во времена Советского Союза это называлось "госраспределением" и обязывало минимум 3 года потрудиться там, куда тебя направит государство, за счет которого ты стал молодым специалистом. Понятно, времена изменились. Но коль скоро отношения повсеместно стали рыночными, то, очевидно, и здесь необходимы подобные рычаги и механизмы: не хочешь работать по специальности - пожалуйста, твое решение. Но только верни в этом случае в кассу вуза (если ты учился бесплатно) всю сумму, затраченную на твое образование.

Жестко? Наверное, да. Ну так ведь на халяву всю жизнь не проживешь. И выбирая специальность, и борясь за право попасть на бюджетное место, стоит, наверное, отдавать себе отчет в дальнейшем развитии событий.

Кстати, эта мысль выражена и в последнем ежегодном послании президента РФ Федеральному собранию. Там, правда, Путин делал упор больше на то, что такой механизм следует применять к тем, кто, получив бесплатное образование в России, норовит после этого уехать за границу. Т.е. бороться таким образом с утечкой умов. Однако кроме утечки умов "внешней" существует, как выясняется, еще и "внутренняя" - недоученные школьники. И какая из этих утечек страшнее - сказать, честно говоря, трудно:

У популярного Олега Митяева есть такие строчки: "Неутешительные выводы приходят в голову по осени:". Очень к месту. За первосентябрьскими бантами и букетами, за торжествующей трелью звонков встает проблема, которая уже в ближайшие десятилетия может аукнуться всем нам очень жестоко.

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток"