Клык моржовый
На Дальнем Востоке резчиков по кости можно пересчитать по пальцам. Уж больно это индивидуальная, можно сказать, штучная работа. Она требует невероятной усидчивости, глазомера и выверенных движений рук, наблюдательности и воображения. И, конечно, таланта. На такое не всякий способен. В Приморье есть один такой специалист. И живет он в самой что ни на есть глубинке. Во Фроловке Партизанского района. И даже не в самом селе, а на окраине леса - на хуторе Сухая Скала.
На Дальнем Востоке резчиков по кости можно пересчитать по пальцам. Уж больно это индивидуальная, можно сказать, штучная работа. Она требует невероятной усидчивости, глазомера и выверенных движений рук, наблюдательности и воображения. И, конечно, таланта. На такое не всякий способен. В Приморье есть один такой специалист. И живет он в самой что ни на есть глубинке. Во Фроловке Партизанского района. И даже не в самом селе, а на окраине леса - на хуторе Сухая Скала.
Сергей Ефанов работает с бивнем мамонта, зубом кашалота, клыком моржа. Все сырье собственное. Когда-то жил в Магаданской области и в поисках материала объездил весь Колымский край, по северным рекам спускался на сотни километров, сам вел раскопки по берегам и покупал у местных малых народностей. Вот эти-то заготовки и привез позднее сюда. А для обрамления поделок и в качестве подставок использует природный камень необычных цвета и формы, окаменевшие куски деревьев. Благо этого добра в нашем крае хватает.
- Увлечение резьбой началось на севере, - рассказывает Сергей Борисович. - После окончания в Иркутске пожарно-технического училища трудился под Магаданом, в поселке Радужном, в пожарной части. Однако денег для содержания семьи не хватало, у меня же три дочки. Вот и создал с друзьями строительный кооператив. А параллельно осваивали другой бизнес. Снимали на фото красоты Заполярья, оформляли альбом с достопримечательностями. Так что переход к косторезному промыслу был естественным. Тем более что в кооперативе трудилась выпускница единственной в стране Тобольской школы резьбы Людмила Балина. Она редкий талант - анималист. В свободное время вырезала необычайно красивые фигурки медведей, лошадей, львов, собак и других зверей. И меня заразила своим искусством, благо я в школе и училище много и с удовольствием занимался рисованием и оформительством. Людмила учила всех желающих сначала азам, потом техническим премудростям, а позже давала мастер-классы. В нашей мастерской выпускались сувениры. Спрос на них был стабильным. Выставки и ярмарки-продажи проходили в России, Японии, Германии, Арабских Эмиратах, Италии, Республике Корея, Франции.
К сожалению, долго кооператив там просуществовать не мог. Губернатор той поры подминал под себя и своих приближенных все прибыльные виды бизнеса. Поэтому в начале 90-х годов было принято решение свернуться и переехать в другой регион. Выбрали Приморье - экологически чистое, с уникальной природой. Однако из-за финансовой нестабильности той поры мастера не смогли отправиться на новое место жительства и занялись другим производством. Ну а моя семья все же рискнула.
Сейчас Ефановы живут и творят на хуторе Сухая Скала. Причем оба супруга. Светлана на приморской земле увлеклась изготовлением бижутерии. Она ловко справляется с брошами, заколками, перстеньками из поделочного камня. У Сергея все работы значительно сложнее. Он делает композиционные комплекты и наборы. Наподобие шахматных фигур в виде доисторических динозавров или ненецкой серии мини-скульптур. Причем художник в каждой новой работе находит необычные подходы, так, чтобы они отличались друг от друга. Даже на одном клыке моржа или мамонтовой кости можно резать на разных слоях - эмаль, дентин, пульпа. И они заиграют разным цветом. Конечно, без опыта и мастерства здесь не обойтись. Да и без особого инструмента - на заказ - тоже. Когда это накладывается на вдохновение или хотя бы желание, то появляются шедевры.
Идеи резчик берет из жизни людей, из окружающей природы. Для повышения профессионализма приходится покупать соответствующие книги. Оказываясь в различных городах, посещает сувенирные лавки и галереи, дабы найти что-нибудь, сделанное лучше. Недавно вот увидел вырезанную из кости тройку лошадей. Загорелся идеей - сделать лучше. Сейчас трудится над "летящей птицей-тройкой".
Иной раз приходится делать и на заказ. Последним из них была серия ежиков - спортсменов, артистов, даже самогонщиков - всего около сотни миниатюрных зверей. Порой просят сделать гравировку. Но как без этого: семью надо кормить. Тем не менее в основном приходится фантазировать самому. Не случайно его работы выставлялись в Хабаровске, Южно-Сахалинске, Комсомольске. А во Владивостоке некоторые элитные кафе и отели приобрели работы Ефанова и поставили их на видное место.
Автор: Отделы спецпроектов и фотоинформации, "Владивосток"