Анжела - королева дельфинов

У Анжелы Рябининой довольно экзотичная профессия - дрессировщица дельфинов в местном дельфинарии ТИНРО-центра. Как оказалось, пришла она в эту профессию тоже довольно экзотично.

31 авг. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1810 от 31 авг. 2005

У Анжелы Рябининой довольно экзотичная профессия - дрессировщица дельфинов в местном дельфинарии ТИНРО-центра. Как оказалось, пришла она в эту профессию тоже довольно экзотично.

Право или море?

С самого детства Анжела мечтала быть следователем. Спала и видела себя  раскрывающей запутанное преступление. Живя в родном Уссурийске, она даже проработала 3 года с трудными подростками. Но: тут вмешалась судьба. Во Владивосток Анжела приехала на День открытых дверей, который устраивал Дальрыбвтуз. Там была очень интересная программа, в том числе демонстрация различных морских животных. Увидев все это великолепие, Анжела обомлела и влюбилась. Мечта стать следователем отошла на второй план, и Анжела поступила в Дальрыбвтуз. Потом, правда, были у нее моменты сомнения - иногда она приходила к юрфаку и слушала под дверями лекции по юриспруденции. Зимой 1987 года, когда во Владивостоке был создан первый и пока единственный дельфинарий, Анжела, естественно, пришла туда и попросилась на работу. Мужской коллектив встретил ее дружным смехом: "Куда ж ты, деточка!". Но Анжела не отступила: она стала заниматься всякой "черной" работой - то в вагончике уберет и полы помоет, то рыбу белухам приготовит. Украдкой она смотрела, как работают дрессировщики, и запоминала основные приемы.

Потом ей уже официально разрешили работать с морскими животными. Анжела до сих пор помнит своего первого подопечного - белуху Тайфуна. Кстати, именно тогда она поняла, что если белух она любит, то котиков просто обожает. "Они ведь такие живчики! Так здорово, когда они хлопают ластами!".

Теория и практика

Набравшись практики, Анжела поступила на биологический факультет ДВГУ, продолжая работать в дельфинарии. Даже диплом она защищала по теме "Поведение морских животных", опираясь на свой опыт. Через какое-то время Анжеле сделали потрясающее предложение: в Севастополе задумали построить огромный корабль, на котором жили бы дрессировщики и дельфины, и этот корабль заходил бы в разные страны и давал представления. Естественно, Анжела бросила все и рванула в Севастополь. Но идея плавучего города так и осталась идеей по банальной причине отсутствия денег. Тем не менее два года жизни на Черном море не прошли даром для Анжелы: она занималась дрессурой, которая поставлена там на гораздо более высоком уровне, запоминала разные хитрости и приемы в обучении дельфинов. Школа была жесткой: давали неделю, чтобы выучить какой-то трюк, а потом - зачеты и экзамены. Обратно во Владивосток она вернулась с огромным багажом теоретических и практических знаний, которые сразу же стала применять.

Сейчас в дельфинарии живут две белухи: Максим и Огонек - огромные, но безумно добрые и умные животные. Огонек, кстати, - девочка, Анжела зовет ее Даша. Любимых Анжелиных котиков, к сожалению, нет. Два года назад, когда Анжела была в декретном отпуске, в ноябре разыгрался страшный шторм, и котики, прорвавшись через ограду, ушли в открытое море.

- Я ужасно переживала. Все думала: как же они там выживут? - говорит Анжела. - Но потом успокоилась, знаю, что они могут жить самостоятельно, скорее всего, где-то на островах.

Новых котиков так и не привезли, остались только белухи. Многие посетители дельфинария спрашивают: "А почему нет настоящих, длинноносых дельфинов?". Все дело в том, что афалины (их научное название) - теплолюбивые животные, они просто замерзнут в нашем климате. А вот белухи, которых привозят из Охотского моря, даже зиму проводят в открытом море.

В ожидании цивилизации

Мы с Анжелой идем к белухам. Уже издалека завидев хозяйку, они подплывают к бортику, высовывают носы и кивают, словно приветствуют. Дав им по кусочку рыбы, Анжела показывает разные трюки. В том, как они выполняют команды, сразу виден характер: Даша - бойкая и живая, постоянно крутится, выныривает, на ее мордашке словно сияет улыбка. Максим, напротив, спокойный и тихий. Не рвется вперед, уступая лидерство подруге. Хотя, как говорит Анжела, он может взбрыкнуть и показать свой норов.

- Хочется не просто трюков, а настоящей режиссуры, - Анжела гладит своих подопечных. - Написать сценарий, придумать постановку, сделать шоу высшего класса! Однажды уже делали нечто подобное: четыре котика и я разыгрывали сценку. Был главный вождь, индейцы, а я играла даму племени. Вот умора была!

Сейчас дельфинарий работает в режиме зоопарка, поэтому никаких особенных трюков не придумывают. Да и сложно это: немало времени надо для того, чтобы войти в контакт с животным, научить его каким-то приемам. Здесь все зависит от личности как дрессировщика, так и животного. Да-да, они тоже личности! Анжела до сих пор вспоминает морского котика Микки: когда он хлопал ластами по ее команде, то принимал такой гордый и солидный вид, что зрители просто падали от хохота.

Мечта Анжелы - дождаться-таки появления во Владивостоке настоящего дельфинария. Знает, что есть сейчас проект строительства океанариума в бухте Патрокл, но говорит, что поверит в это счастье и успокоится только тогда, когда строительство реально начнется. А до тех пор душа так и будет болеть за этих милых и обаятельных животных.

Автор: Екатерина ЛУКОНИНА, специально для "В", Нина Петрухина (фото), "Владивосток"