Вечно попсовый...
Всеволод Шиловский, побывавший во Владивостоке с творческими встречами и представивший зрителям новую картину "Попса", известен современным любителям искусства, скорее, по кино и телевизионным сериалам. Однако Всеволод Николаевич посвятил 30 лет МХАТу, о котором может рассказывать часами, ведь он работал там с легендарными мхатовскими стариками. Владивостоку повезло вдвойне. Дело в том, что два служителя Мельпомены - Ефим Звеняцкий и Всеволод Шиловский подарят горожанам совместный проект. В этом театральном сезоне в репертуаре театра им. Горького появится новый спектакль, режиссером которого станет Всеволод Шиловский. Он уже познакомился с труппой и сейчас вместе с руководством театра выбирает пьесу для постановки. Но это - в будущем. В беседе с корреспондентом "В" Всеволод Николаевич рассказал о нынешней жизни и работе...
Всеволод Шиловский, побывавший во Владивостоке с творческими встречами и представивший зрителям новую картину "Попса", известен современным любителям искусства, скорее, по кино и телевизионным сериалам. Однако Всеволод Николаевич посвятил 30 лет МХАТу, о котором может рассказывать часами, ведь он работал там с легендарными мхатовскими стариками. Владивостоку повезло вдвойне. Дело в том, что два служителя Мельпомены - Ефим Звеняцкий и Всеволод Шиловский подарят горожанам совместный проект. В этом театральном сезоне в репертуаре театра им. Горького появится новый спектакль, режиссером которого станет Всеволод Шиловский. Он уже познакомился с труппой и сейчас вместе с руководством театра выбирает пьесу для постановки. Но это - в будущем. В беседе с корреспондентом "В" Всеволод Николаевич рассказал о нынешней жизни и работе...
- Сегодня, когда нет МХАТа, в чем вы находите наслаждение от работы?
- Когда рухнул МХАТ, я "сдался" кинематографу. Необходимо было забыть ужас творческой потери. Вместе с тем я понимал, что нельзя снижать планку ни при каких условиях в актерском, режиссерском, педагогическом амплуа, как учили меня во МХАТе. Нельзя поддаваться времянке, дурновкусию, цинизму.
- Работа в кино стала началом новой жизни или отступлением?
- Если бы МХАТ не перестал существовать, я бы умер. Потому что уже не мог работать: на моих глазах разваливался величайший столп искусства, за кулисами плелись интриги, начались увольнения, тянулся шлейф сплетен. Кинематограф дал возможность по-новому взглянуть на жизнь. Школа МХАТа позволила мне ставить фильмы, играть в них, преподавать в самом лучшем, я считаю, киновузе страны (Всеволод Шиловский ведет студию во ВГИКе. - Прим. авт.). Киношная работа - это не отступление. Я и книгу свою назвал "Две жизни": первая прожита во МХАТе, вторую я проживаю в кино. Сегодня я занят в ряде картин, и предложения поступают. Похоже, я сегодня достаточно востребован.
- Расскажите о фильме "Попса", который вы представили во Владивостоке.
- Фабула ленты - как сегодня может искривиться судьба молодежи, как чудовищный мир может раздавить молодого человека, какие душевные и интеллектуальные силы нужны, чтобы бороться с этим миром. Поставлена картина талантливым режиссером и драматургом Еленой Николаевой, там собраны замечательные актеры - Татьяна Васильева, Елена Великанова, Лолита Милявская, Дмитрий Певцов, Валерий Гаркалин:
- Так складывается веками: старшее поколение хулит младшее. За что вы ругаете, а за что уважаете современную молодежь?
- Никогда в жизни я не ругал молодежь. Все рождаются чудными детьми, и то, какими они будут в будущем, зависит от государства, родителей и учителей. А уважаю за то, что в чудовищных условиях, когда мы перешли из одной системы в другую фактически без подготовки, сквозь этот молох они пробиваются, делают потрясающие успехи во всех областях.
- Что вы думаете о современном кинематографе и телевидении?
- При всех недостатках современного телевидения ему можно сказать спасибо за то, что оно спасло кинематограф. Когда кинематограф лежал на земле, оно дало работу режиссерам, актерам, операторам, художникам: Сейчас среди барахла, которое идет круглосуточно, уже ставятся потрясающие художественные сериалы: "Идиот", "Собачье сердце". На фоне мракобесия и неудач есть большие художественные находки и открытия. Что касается засилья Запада: Американский кинематограф взял все лучшее от МХАТа. В 1922-24 годах мастера МХАТа сделали культурную революцию в Америке, Станиславский именно там выпустил свою первую книгу. В американском кинематографе масса творческих побед, но на наше телевидение попадает в большей степени макулатура.
- Каким должен быть сценарий, чтобы увлечь Всеволода Шиловского?
- Он должен быть человеческим. Уже в сценарии актер должен видеть, как пробиться через рампу к зрителю. Неважно, какая роль, мелодраматическая или комическая, важно, чтобы был шлейф за твоим образом, была индивидуальность. Мне бы не хотелось, чтобы я растворился в общей массе.
- Как вы сегодня работаете над ролью, когда за плечами такой опыт?
- Над ролью всегда работают одинаково - как бог пошлет. Я добиваюсь результата разными методами - рецептов нет. В искусстве первые 30 лет трудно, а потом еще труднее. То есть в молодые годы ты зарабатываешь имя, а потом ты должен соответствовать ему, то есть требовательность к себе должна быть еще больше.
- Как-то я спросила одного бизнесмена: "В какое время вам лучше живется и работается - в советское или в нынешней России?". Он ответил, что сейчас. А вам каково?
- Конечно, я выбираю сегодня. Несмотря на все сложности, нет тех рычагов, которые могут на корню задавить индивидуальность. Если ты не полный идиот, ты должен прорваться. Все зависит от работоспособности, интеллекта, знаний. Бесспорно, государство сегодня переживает утробный возраст. Следовательно, потом будут детство, отрочество, юность, зрелость: Я верю в будущее. А прошлым нельзя жить, можно его изучить, делать выводы и идти дальше.
- Вас всегда окружают люди, многие пытаются приблизиться. Как вы выбираете друзей?
- Если будешь выбирать, будет чудовищно. Жизнь - это высшая режиссура, она сама за тебя сделает выбор, а интуиция подскажет, с кем общаться. Про себя скажу, что внешне я, может быть, произвожу впечатление человека коммуникабельного, однако с людьми схожусь очень трудно.
- Какое впечатление произвел на вас Владивосток?
- Все зависит от людского фактора. Я случайно познакомился с Ириной (Ирина Власик - директор кинотеатра "Нептун". - Прим. авт.), но не предполагал, что прием будет такой теплый, радушный. Город - это прежде всего люди. Есть вот пустые города - ходят люди, а там совершенно неохота быть:
Досье "В"
Всеволод Николаевич Шиловский, народный артист России. Окончил Школу-студию МХАТ. Работал во МХАТе, как режиссер поставил спектакли: "На всякого мудреца довольно простоты", "Сладкоголосая птица юности", "Свои люди - сочтемся", "Мятеж", "Волоколамское шоссе", "Моя профессия - синьор из общества", "Тихо репетируем Толстого". Режиссер-постановщик одного из первых советских телесериалов "День за днем". Снялся более чем в 150 фильмах, среди которых "Голос", "Скорость", "Торпедоносцы", "Избранник судьбы", "Военно-полевой роман", "Интердевочка", "Жизнь Клима Самгина", "Барханов и его телохранитель" и другие. Режиссер-постановщик художественных фильмов "Линия смерти", "Кодекс бесчестия", "Миллион в брачной корзине", "Блуждающие звезды", "Приговор".
Женат, имеет двоих детей и двоих внучек.
Автор: Татьяна КУЛИКОВА, "Владивосток"