Юрий Саяпин: Яхта - это живой организм
Одной из наиболее колоритных фигур в приморском парусном спорте является Юрий Саяпин. Несмотря на большую занятость на должности директора Института автоматики и информационных технологий МГУ имени адмирала Г. И. Невельского, он неизменный участник и организатор соревнований в нашем городе и крае.
Одной из наиболее колоритных фигур в приморском парусном спорте является Юрий Саяпин. Несмотря на большую занятость на должности директора Института автоматики и информационных технологий МГУ имени адмирала Г. И. Невельского, он неизменный участник и организатор соревнований в нашем городе и крае.
- В яхтинге я прошел долгий и непростой путь, - рассказывает Юрий Леонидович. - В 1978 году, будучи курсантом, приобщился к парусному спорту, впервые оказавшись в шестивесельном морском яле и приняв участие в своей первой регате. Быстро стал старшиной яла и довольно успешно выступал в гребно-парусных регатах. Впоследствии, когда наш университет (в те годы это было высшее инженерное морское училище (ДВВИМУ). - Прим. авт.) получил тогда новую яхту "Наяда", я попал в ее первый экипаж. В настоящее время продолжаю выступать на яхте МГУ и на общественных началах возглавляю совет капитанов нашего яхт-клуба.
- Как вы считаете, от кого больше зависит результат гонки - от рулевого или экипажа?
- Вообще, это две составляющие одного целого, хотя есть некоторые особенности. Если гонки короткие, экипаж играет очень важную роль, а в длинных гонках результат в большей степени зависит от рулевого. Вернее, не от него самого, а от тактики, которую он выбирает в зависимости от внешних условий. Основной задачей экипажа в продолжительной гонке является четкая настройка яхты и парусов на заданных курсах. В коротких же гонках, когда счет идет на секунды, умение экипажа быстро выполнить маневр, сменить и настроить паруса является порой определяющим для достижения победы.
- Кого вы считаете своим самым сильным соперником?
- В классе "Цетус", в котором выступает наша яхта, одним из сильнейших является Владимир Гаманов. Всем известен его богатейший опыт участия в яхтенных соревнованиях высокого уровня, в том числе и международных. Результаты, которых он добился, красноречиво свидетельствуют об этом. Когда мне удается победить такого сильного соперника, я чувствую, что тоже чего-то стою.
- А какая победа запомнилась вам больше всего?
- Обычно это победа над противником, который имеет какое-либо преимущество по сравнению с тобой. Так было в 2003 году на регате "Кубок залива Петра Великого". Борьба шла с яхтой "Каррера", она - в нашем классе, но по своим скоростным качествам лучше. Проводилась длинная, 180-мильная гонка. Когда до финиша оставалось несколько миль, ветер начал стихать. "Каррера", которая всю дистанцию была впереди, пошла кратчайшим путем вдоль берега. Мы же, используя "мористую" тактику, заложили длинный путь вокруг мыса Гамова и с остатками ветра подошли к финишу первыми. Это тот самый пример, когда более длинный маршрут оказывается эффективнее.
- Но бывают не только победы, но и поражения. Помните самое обидное?
- Проигрывать всегда обидно. Наверное, самой проигрышной для меня была вторая гонка сезона 2003 года. Мы пришли тогда последними в нашем классе, где гонялись четыре яхты. Но на то и спорт: иногда ты побеждаешь, иногда тебя. Владимир Федорович Гаманов по этому поводу говорит, что, когда постоянно приходишь первым, становится неинтересно. Наличие сильной конкуренции создает спортивный азарт, и тогда победа приносит истинное удовольствие.
- Парусный спорт ведь отнимает много времени. Как родные и близкие относятся к вашему увлечению?
- С пониманием. Дочка и жена тоже любят ходить на яхте. Если удается, я их беру в гонки. Моя семья во всем мне помогает, и я благодарен ей за это. Со своей женой я познакомился, будучи курсантом.
Времени яхта отнимает много, причем большая часть тратится не на соревнования, а на подготовку и ремонт. Любишь кататься - люби и саночки возить. Кто бережно относится к яхте, того она и быстрее везет. Яхта как живой организм, который все ощущает. Когда идешь под парусом, она оживает, реагирует на ветер, море и рулевого. И когда человек почувствует эту связь, станет ее гармоничной частичкой, то навсегда влюбится в яхтинг.
Автор: Валерия ЗОЛЬНИКОВА, специально для "В"