Болезнь роста российской демократии
15 августа во Владивостоке и Славянке прошли общественные слушания проекта трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан. На слушаниях в соответствии с законом "Об экологической экспертизе" всем жителям края была дана возможность высказать свои предложения и замечания по экологическим и социально-экономическим аспектам данного проекта.
15 августа во Владивостоке и Славянке прошли общественные слушания проекта трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан. На слушаниях в соответствии с законом
"Об экологической экспертизе" всем жителям края была дана возможность высказать свои предложения и замечания по экологическим и социально-экономическим аспектам данного проекта.
Тот факт, что в слушаниях приняло участие около ста человек, явно указывает на то, что интерес общественности к данному проекту оказался не столь высоким, как это предполагалось накануне.
Специалистов-экологов в числе участников слушаний, как это ни странно, было очень немного. От имени Российской Академии наук выступил лишь один - специалист по экологии природных экосистем, сотрудник Тихоокеанского института географии Иван Арзамазцев. Другой ученый-эколог Александр Паничев, также сотрудник Института географии, вытупал от имени общественной организации - экологического фонда "Сихотэ-Алинь". Специалистов по инженерной экологии, т. е. тех, кто действительно мог что-то сказать по существу проекта, в числе выступавших от общественности, к сожалению, не было вовсе. Между тем в зале они присутствовали, поэтому остается лишь предполагать, что принципиальных замечаний по проекту у них не было.
Наиболее активными участниками слушаний были представители городских и краевых общественных экологических организаций. С сожалением можно отметить, что многие из них не имеют экологического образования и по сути являются дилетантами, зачастую это бывшие журналисты, подвизающиеся на экологической публицистике. Тот факт, что большинство этих экологических общественных организаций ангажировано зарубежными фондами, которые дают деньги на "укрепление демократии" в России, уже не является ни для кого новостью.
В ходе слушаний стало очевидным - главное то, что общественность города в принципе поддерживает идею нефтепровода, считая проект необычайно важным для развития экономики Дальнего Востока. Против его реализации выступили лишь единицы, среди них в основном представители местного отделения коммунистической партии, а также "философы-одиночки" из числа пенсионеров. Главным их аргументом была мысль о том, что "нельзя разбазаривать народное достояние - природные ресурсы - ради обогащения нескольких олигархов".
Как и ожидалось, наиболее острые споры в процессе слушаний возникли относительно конечной точки нефтепровода - выбора места для размещения нефтеналивного терминала. Специалисты АО "Транснефть" предложили вариант терминала в бухте Перевозной как наиболее выгодный по экономическим соображениям и экологически наиболее безопасный. При этом наиболее статистически значимый фактор, влияющий на безопасность функционирования терминала, разработчики усматривают в обеспечении безаварийности при подходе танкеров. Как было показано докладчиками от АО "Транснефть", в районе бухты Перевозной навигационная обстановка позволяет обеспечить эту безопасность на необходимом уровне. В других рассмотренных местах (в частности, в районе Находки) риск катастроф на море существенно выше в связи с неизмеримо более высокой напряженностью судоходства и менее благоприятными погодными условиями. Помимо этого высокая безопасность движения судов на подходах к Амурскому заливу обеспечивается уже существующей в районе Владивостока радиолокационной системой навигации, что подтвердил в своем докладе специалист по обеспечению безопасности судоходства Александр Козлов.
Большинство выступавших от общественных экологических организаций главный акцент в оценке безопасности сделали на функционировании самого терминала как источника вероятных разливов нефтепродуктов в пределах акватории Амурского залива. При этом аргументами против Перевозной были: близость города Владивостока; близость морского заповедника; уникальность окружающей аквабиоты и в связи с этим - угроза срыва для теоретически возможных инвестиций в проекты по выращиванию аквакультуры, а также - в развитие прибрежного туристического бизнеса и пляжей. Отрицание варианта с бухтой Перевозной возникало явно из-за отсутствия у людей элементарных представлений о современных методах перекачки нефти, а также познаний в специальных вопросах из области инженерной экологии. Нормальный инстинкт нормальных обывателей, уже не раз читавших или видевших последствия разливов нефти. А то, что почти каждый день по телевизору рекламируют лучшие пляжи в Аравии с чистейшей водой в непосредственной близости от нефтяных терминалов, этого никто не вспоминает, как, впрочем, и того, что один из крупнейших нефтеналивных терминалов Европы находится практически в черте шведской столицы - Стокгольме. В данном случае срабатывает закон магии: в мозгу человека запечатлевается в первую очередь то, что связано со страданиями, с угрозой для жизни. Именно поэтому раньше часто устраивали прилюдные казни в назидание, при этом воздействие на толпу было неотразимым и стойким.
Под впечатлением экспрессивных выступлений Сергея Березнюка (фонд "Феникс") и Анатолия Лебедева (БРОК) часть присутствовавших в зале стала поддерживать идею убрать терминал с акватории Амурского залива куда угодно, к примеру, в Находку.
Как только прозвучала идея о терминале в Находке, слово взяла жительница этого города: "Это как же понимать? Под Владивостоком нельзя "гадить" нефтью, а под Находкой можно? У нас тоже морские организмы и нам тоже нефтяной грязи не надо". Волнение в зале достигло штормовых баллов.
Излишний накал страстей попытались притушить трезвые головы. Глава администрации пос. Безверхово Валерий Попов напомнил, что нефтяная труба - это не только ничтожная вероятность экологической катастрофы, это и реальность подъема экономики и уровня жизни местного населения, которое в настоящее время бедствует, спивается и деградирует от безработицы, дорубает последние леса, долавливает в море последнего трепанга.
Выступивший далее Александр Паничев, научный сотрудник Института географии ДВО РАН, напомнил, что Амурский залив уже далеко не "жемчужина", а отстойник для слива и сброса бытовых отходов. Нефтяной терминал в Амурском заливе - это реальная финансовая возможность решить наконец проблему нарастающего загрязнения акватории от городских бытовых отходов, и в итоге - возможность подойти к реальному возрождению аквабиоты и местных пляжей. Чистый доход от функционирования терминала будет измеряться суммой около ста миллионов долларов в год. Это реальные деньги для решения уже существующих экологических проблем. Эти же деньги вполне можно вкладывать в развитие природоохранной инфраструктуры, что в итоге может сдвинуть с мертвой точки и проблему спасения дальневосточного леопарда. И это при том, что "нефтетруба" даст новые рабочие места, оживит экономику всего Дальнего Востока, инициирует строительство нефтеперегонных заводов, заводов нефтехимии, возродит к жизни дальневосточную геологию и геофизику. А то, что риск аварий существует, так это никто не отрицает. Наша задача сделать так, чтобы риск этот свести к минимуму, кроме того, необходимо убедить кого следует, что Владивосток, беря на себя риск обслуживания "нефтетрубы", имеет право тратить доход от нее на решение своих уже существующих экологических проблем. Других реальных финансовых источников решить эти проблемы у нас пока не просматривается. Тем более что у города есть куда более острые неотложные проблемы, требующие огромных капиталовложений. Взять, к примеру, проблему пропускной способности городской дорожной сети или проблему "коммуналки".
Окончательно разрядило обстановку содержательное выступление главного специалиста-эколога из команды АО "Транснефть" Елены Радченко, которая сказала, что снижать степень риска, отодвигая терминал еще на 10 или 30 километров от города, это не путь. Если катастрофа большого танкера грянет, километры не спасут. Необходимо обеспечить экологическую безопасность инженерно-техническими средствами, новейшими технологиями и точными расчетами. "Транснефть" уже доказала на Балтике, что это сделать она способна. Россия может и должна стать мировым лидером по экологичности своих технологий в области транспортировки нефти и нефтепродуктов. Именно такой курс поддерживает все нынешнее руководство "Транснефти". В заключение она напомнила, что АО "Транснефть" - это единственная государственная компания в российском нефтяном бизнесе, которая полностью отвечает за свои обещания.
Постепенно прения, чуть было не зашедшие в тупик, удалось вернуть в нормальное русло. Случилось это во многом благодаря организаторским способностям, корректности и мягкой настойчивости ведущего собрание Владимира Симоненка.
Явно дальновиднее на слушаниях в вопросе "по трубе" были действия представителей международного фонда WWF, штаб-квартира российского филиала которого находится в г. Москве. Накануне общественных слушаний московское руководство фонда WWF встречалось с генеральным директором АО "Транснефть" Семеном Вайнштоком. Руководитель "Транснефти" выразил свою заинтересованность в обсуждении любых достойных альтернатив бухте Перевозной, но лишь при наличии убедительных расчетов. Альтернативные варианты размещения терминала с необходимыми расчетами были обещаны. Срок их предоставления истекает в конце августа. Как бы там ни было, благодаря своей разумной политике фонд WWF оставил за собой право взаимодействовать с командой разработчиков по проекту. Вполне возможно, что от этого сотрудничества в проекте могут возникнуть какие-то удачные поправки.
Прошедшие слушания показали, что процедура общественной экспертизы проектов еще далеко не отработана. Наша едва проросшая сквозь асфальт советского коммунизма демократия делает лишь первые шаги в нужном направлении. Нашей неопытностью пытаются воспользоваться экономические и политические конкуренты России. Помогают им в этом некоторые общественные организации, иногда за деньги, но чаще - по недомыслию. Убежден, что это временная болезнь роста. Наше общество выработает иммунитет от вмешательства непрофессионалов в свое самоуправление, сумеет в будущем более эффективно защищать общественно важные инициативы от разрушающего влияния горлопанов и нечистых на руку журналистов. Общественность может и должна высказывать свое мнение, но трансформировать эти мнения в управленческие решения должны специалисты.
Автор: Виктор Иванов, специально для "В"