ПРАВОписание изменилось
Вместе с новым учебным годом, приходящим на смену школьным каникулам, начинается очередной выборный сезон у приморских политиков, набравшихся сил за время парламентских каникул. Отличие в том, что правила политической "грамматики" этим летом сильно изменились.
Вместе с новым учебным годом, приходящим на смену школьным каникулам, начинается очередной выборный сезон у приморских политиков, набравшихся сил за время парламентских каникул. Отличие в том, что правила политической "грамматики" этим летом сильно изменились.
Изменения, внесенные Госдумой сразу в 13 законодательных актов РФ, широко дебатировались минувшей весной и в начале лета. Дебаты, проводившиеся по принципу "собака лает, караван идет", завершились, когда президент Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации", принятый Государственной думой 6 июля 2005 года и через неделю одобренный Советом Федерации.
Наиболее существенные изменения внесены в федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "О выборах президента Российской Федерации". Например, во имя магистральной идеи Кремля об усилении роли партий в политической системе страны в этих документах теперь предусмотрено исключительно самостоятельное участие политических партий в выборах (подразумеваются наиболее крупные из них). Избирательные блоки, позволявшие разного рода "карликовым" и "однодневным" партиям исправно проходить в парламенты, отныне исключены из числа участников избирательного процесса.
Закон "Об основных гарантиях избирательных прав:" обогатился также новой статьей, определяющей понятие фракции в Государственной думе: объединение депутатов ГД, избранных в составе федерального списка, допущенного к распределению депутатских мандатов. Кроме того, вводится 7-процентный минимальный барьер для допуска списков кандидатов к распределению мандатов в законодательном (представительном) органе власти субъекта РФ.
Допущенные в российский парламент партии будут укрепляться не только по количественным параметрам, но и путем ужесточения внутрипартийной дисциплины: выход депутата по личному заявлению из состава фракции отныне рассматривается как основание для прекращения его депутатских полномочий.
В федеральном законе "О политических партиях" уточняется процедура выдвижения политическими партиями кандидатов в депутаты (в том числе в составе списков) и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Здесь имеются в виду в основном главы исполнительной власти муниципалитетов, поскольку губернаторы с конца прошлого года не избираются гражданами, но наделяются полномочиями по представлению президента РФ. Кроме того, уточнены положения, касающиеся финансовой отчетности политических партий.
Наряду с "кнутами" законодателем предусмотрены и "пряники": с 1 января 2006 г. увеличивается размер государственного финансирования политических партий, получивших поддержку избирателей на федеральных выборах, а с 1 января 2007 г. вводится индексация размера этого финансирования с учетом уровня инфляции. Причем индексация будет проводиться не "по факту", а по прогнозу, включенному в бюджетный законопроект РФ на очередной год.
Вышеуказанные изменения непосредственно затрагивают прежде всего партийных бонз и профессиональных политиков. Что касается рядового избирателя, то забота законодателя о нем выразилась в упорядочении сроков проведения выборов: голосовать, как прежде, по 3-4 раза в год, уже не придется. В законе "Об основных гарантиях избирательных прав:" установлены единые дни голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Их предусмотрено всего два: второе воскресенье марта и второе воскресенье октября последнего года срока полномочий соответствующего органа власти или выборного должностного лица и депутатов.
Наиболее существенные изменения правового поля на местном региональном уровне в отличие от федерального еще не определены окончательно. Речь идет о новой редакции Устава Приморского края, где в соответствии с требованием российского законодателя предусмотрено 50-процентное представительство партийцев в краевом парламенте и муниципальных представительных органах. Сократится ли в этой связи вдвое число депутатов-одномандатников вместе с пропорциональным увеличением территории избирательных округов, как это предусмотрено в тексте данного законопроекта, - покажут очередные сессии Законодательного собрания Приморского края.
В любом случае депутаты ЗС ПК получили дополнительные полгода полномочий, поскольку перевыборы должны состояться не по истечении четырехлетнего срока депутатства в июне 2006 года, а во второе воскресенье октября, которое приходится на 8-е число. Несмотря на целый год, остающийся до официального старта агитационной кампании, значительная часть будущих кандидатов уже создает предвыборные штабы и ведет подспудную агитацию.
Ближайшие плебисциты в Приморье пройдут этой осенью: на 25 сентября назначены повторные выборы депутатов и глав муниципалитетов первого уровня в Кавалеровском, Красноармейском и Спасском районах, где их не удалось избрать в мае и июне. Чуть позже, 9 октября, пройдут "с чистого листа" выборы мэров и депутатов сельских поселений Надеждинского района, который весной по ряду уважительных причин был еще не готов к избранию нового "низового" уровня власти.
Остается лишь добавить, что наиболее полная информация о внесенных в выборное законодательство изменениях размещена на сайте избирательной комиссии Приморского края (http://primorsky.ru/prim/izbirkom).
Автор: Александр КАРТАШОВ, "Владивосток"