Телелюева с телевидения

Режиссер - профессия неоднозначная: на нем лежит огромная ответственность за создание программы, при этом он всегда находится за кадром. И если зритель, смотря передачу, режиссерской работы не видит, значит, все сделано правильно. Не бывает ли обидно от того, что самый главный человек ТВ остается инкогнито для зрителей?

16 авг. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1801 от 16 авг. 2005

Режиссер - профессия неоднозначная: на нем лежит огромная ответственность за создание программы, при этом он всегда находится за кадром. И если зритель, смотря передачу, режиссерской работы не видит, значит, все сделано правильно. Не бывает ли обидно от того, что самый главный человек ТВ остается инкогнито для зрителей?

Звучный режиссер

Светлана Телелюева, проработавшая на телевидении более 20 лет, однозначно отвечает на этот вопрос: "Для того, кто звездности не познал, обиды быть не может!". Светлана  знает, о чем говорит, ведь на ТВ она попала случайно. Страстью ее всегда была музыка - семь лет учебы в музыкальной школе, четыре года в музыкальном училище и пять лет высшего образования в Дальневосточном институте искусств сделали ее профессионалом в музыковедении. С 15 лет она давала частные уроки, а после окончания ДВИИ год преподавала историю музыки в педучилище. В общем, жизнь сложилась так, как того и ожидала Светлана Телелюева. И быть бы ей признанным музыковедом, если бы не вмешалась судьба. Знакомая, работавшая на ПТР, однажды предложила: "А давай к нам на телевидение звукорежиссером!". Попасть в те годы на ТВ было ой как сложно, поэтому предложение было просто манной небесной. Тем не менее Светлана... отказалась, ведь она никогда не болела "синим экраном". Разговор с подругой на какое-то время забылся, но от судьбы не уйдешь. На второе предложение о работе Светлана ответила согласием. Пришла к тогдашнему директору ПТР Борису Кучумову, а он сказал: "Зачем звукорежиссером? Давай будешь просто режиссером!". И Светлану Телелюеву посадили за пульт.

Любовь к прямому эфиру

С тех пор прошло уже чуть больше 20 лет, и за это время она успела поработать в самых разных редакциях. Начинала, конечно, с музыкальной. В те годы почти все телевидение работало в режиме "прямого эфира", очень часто давали филармонические концерты. Раза три в неделю приходили известные в мире музыки люди: дирижеры, композиторы, исполнители. Настоящий рай для человека, выросшего с музыкой вместе! Кстати, до сих пор она помнит свое волнение от работы со знаменитостями в прямом эфире: "Чем известней человек, тем больше дров можно наломать! Никогда не знаешь, что случится в следующую минуту. Вдруг лампа гостю на голову упадет?!". Но до сих пор сохранилось отношение к пресловутому прямому эфиру как к самому интересному, с чем можно работать.

Тернистый путь режиссера

Единственное, что расстраивает Светлану Телелюеву в нынешнем телевидении, - снижение уровня программ. Профессия режиссера проявляется очень слабо. Если раньше у него были и ассистенты, и помощники, то теперь режиссер работает один. Сама Светлана, кстати, прошла весь этот путь: была и ассистентом режиссера, и его помощником. Только через семь лет после прихода на ПТР ей была присвоена квалификация режиссера, присвоение происходило в Москве. Но Светлана Ивановна не жалуется, ей нравится все делать самой, а особенно нравится то, что к каждой программе нужен свой подход. Например, программа "Домострой" - продукт авторский. Телелюева отвечает и за текст, и за кадр: как выглядит ведущий в кадре, как лежит свет, как выстроена цветовая гамма - за все это отвечает режиссер. Светлана, кроме того, еще и монтирует свои программы сама. Из-за этого иногда сидит на работе до полуночи. Рабочий день, кстати, абсолютно ненормированный: можно прийти к обеду, можно сидеть до утра, а иногда приходится работать и по выходным. Семья, к счастью, ничего против не имеет: все работают. А когда сын был маленький, то все свободное время проводил с мамой в редакции. Светлана с радостью вспоминает то время: "Многие наши дети росли за кулисами телестудий. Знали друг друга. Хорошее было время!". Правда, сын не пошел по маминым стопам, к телевидению не имеет никакого отношения.

Оставаясь в профессии

Много всего случалось за 20 лет работы. Но в ответ на просьбу вспомнить какой-то особый случай Светлана Ивановна рассказала следующее: "Для съемок программы "Домашний зоосад" поехали мы как-то на Океанскую. Там жила женщина, у которой было целое хозяйство: куры, гуси, козы... Посреди огромного двора был сделан вольер из волейбольной сетки, в котором жила огромная кавказская овчарка. Хозяйка нам сказала: "Да вы не бойтесь, она смирная!". Но когда мы проходили мимо, она вдруг рванулась к нашему оператору. Одной рукой он держал камеру, другой удерживал дверь, чтобы собака не прыгнула на нас. Страху натерпелись! С тех пор я очень боюсь любых собак".

Такие истории, пожалуй, придают особую пикантность профессии. Но Светлана знает, что еще есть очень много горизонтов, которые надо освоить и покорить. Останавливаться она не собирается...

Автор: Екатерина ЛУКОНИНА, специально для "В"