На переднем крае
Если сообщения о задержаниях браконьеров и контрабандистов слышны часто, значит, таможня работает хорошо. 7 августа 15-летний юбилей отметило Дальневосточное таможенное управление.
Если сообщения о задержаниях браконьеров и контрабандистов слышны часто, значит, таможня работает хорошо. 7 августа 15-летний юбилей отметило Дальневосточное таможенное управление.
Как сегодня с нарушителями борется Находкинская таможня, один из главных таможенных постов России, корреспондент "В" увидел собственными глазами.
Первое упоминание о деятельности таможенного поста Находки относится к 1909 году, когда здесь была учреждена должность таможенного надзирателя. В 1922 году был создан таможенный пост в бухте Находка. А 26 мая 1951 года была учреждена Находкинская таможня второго класса со штатной численностью 19 человек. В 1992 году открыт большой таможенный пост Восточный, в котором с прошлого года действует система электронного декларирования. Кроме него в теперешней структуре таможни есть таможенные посты Находки, Ольги, Пластуна и пост Нефтепорта, работающие с 1800 участниками ВЭД. Штат таможни сегодня насчитывает 577 человек. Ежегодно в казну поступает из Находки в виде таможенных платежей свыше 6 миллиардов рублей.
Самой горячей темой для таможенников являются, конечно, нарушители. Нам повезло увидеть некоторых из них.
Клешней не щелкать!
У причала в бухте Находка покачивается старенькое судно. На палубе развешено белье, на корме свалены в кучу рыболовные садки. Из окон кубриков выглядывают заспанные корейские лица. Это южнокорейское судно "Пэксан-1", задержанное 8 июня пограничниками по факту незаконного перемещения биоресурсов через таможенную границу. На его борту находилось около 15 тонн краба опилио стоимостью 250 тысяч рублей. Теперь это не просто груз, а уже вещественное доказательство, хранящееся в морозильных камерах Находкинского морского рыбного порта. Кроме того, на судно наложен штраф.
- Судно было задержано в российских территориальных водах в момент поднятия на борт незаконно выловленного краба, - пояснил начальник отдела административных расследований Находкинской таможни Николай Миронов. - Капитан утверждал, что заблудился и не знал, что находится в российских водах, хотя все оборудование показывало обратное. Судно было конвоировано в порт Находка для дальнейшего разбирательства.
Судьба, которая его ожидает, пока не ясна: корейское генконсульство может предложить реализовать судно, оцененное в 1,5 миллиона рублей, в счет погашения штрафов. Либо его отпустят, но опять же после уплаты всех взысканий.
По словам Николая Миронова, в этом году задержанных достаточно много. За последнее время по фактам незаконного пересечения границы морского промысла было возбуждено шесть административных дел. Общий штраф, наложенный на нарушителей, - один миллион рублей. Также было возбуждено три уголовных дела - два по незаконной добыче краба и одно - по ежу. Общая стоимость незаконного улова составила более 3 миллионов рублей. Среди браконьеров чаще попадаются русские, пытающиеся незаконно переместить биоресурсы в Японию или Корею.
Схема проста: судно пересекает 12-мильную зону и, никого не уведомляя, добывает морского ежа, краба опилио и камчатского. Наловившись, браконьеры уходят в Японию и там сдают краб предприятиям, не платя за это никаких пошлин.
Кроссовки вместо фоторамок
Следующий наш пункт - контейнерный терминал порта Восточного. Именно здесь таможенный пост непрестанно задерживает тысячи тонн контрафактного китайского ширпотреба.
Здесь идет досмотр контейнера, в котором вместо заявленных в декларации полимерной пленки и изоляционного материала из нефтяного битума оказалась партия высококачественной мебели. Тумбочки, столы и кожаные кресла шли во владивостокскую фирму "Аралия". А вот около 20 контейнеров с кроссовками, вместо которых по документам числятся фоторамки и гипсокартон для украшения интерьера. Мало того, что это чистой воды контрабанда, так еще и контрафакт. И к штрафу с конфискацией и последующим уничтожением товара автоматически добавляется дело по факту нарушения авторских прав, то есть незаконное использование товарного знака.
- С начала 2005 года было возбуждено семь уголовных дел по фактам ввоза товаров народного потребления под видом рубероида или стройматериалов и много административных дел по поводу нескольких сотен контейнеров контрабанды, - рассказал Николай Миронов. - Это связано с тем, что стоимость товаров группы прикрытия ниже и пошлина за них меньше в несколько десятков раз.
Очень часто отправители и получатели, не готовые к повышенным требованиям со стороны ДВТУ, долго думают, что делать с товаром, прибывшим на таможенную территорию. И в конце концов у него истекает срок временного хранения - от двух до четырех месяцев. Этот товар тоже подлежит конфискации или аресту, естественно, с оценкой ущерба, причиненного госказне.
- Все мы понимаем, что товары, ввозимые из стран Юго-Восточной Азии и Китая, являются объектами особого контроля, - подтвердил первый заместитель начальника ДВТУ Александр Воробьев. - Ведь факты недостоверного декларирования налицо. На сегодняшний день в порту Восточном скопилось свыше 120 контейнеров, срок хранения которых истек. С клиентами, просто оставившими свой груз на территории порта в течение двух месяцев, никто церемониться не будет.
Черное и белое
Самый спокойный таможенный пункт Находки - Нефтепорт. Товар здесь всегда один и тот же, и у него нет особых проблем в оформлении и никаких ограничений тоже. Служат здесь всего 14 человек.
Грузооборот таможенного поста Нефтепорт в прошлом году составил 5200000 тонн нефтепродуктов, в основном мазута и дизтоплива. Покупатели мазута - страны АТР, бензин покупает Северная Корея. С начала 2005 года грузооборот - 2200000 тонн.
- Сейчас наблюдается снижение грузооборота, - рассказал начальник отдела таможенного оформления и таможенного контроля Нефтепорта Игорь Челмодеев. - Это связано с увеличением пошлины, которая сегодня составляет 68 долларов за тонну мазута и 104 - за тонну дизтоплива. За такие деньги желающих ввозить топливо мало. А основные участники экспорта - "Роснефть", "Сибнефть" и немножко "Юкос". Вывозной товар по накатанной схеме оформляют внутренние таможни Сибири, Амурской области, Хабаровска. Здесь же для оформления груза, которое занимает не больше полутора часов, достаточно одного человека. После просмотра документов идет контроль погрузки на пирсе. При таком наблюдении можно выявить, каким топливом нагружают судно, - черным или светлым. Все-таки пошлина на дизтопливо и мазут разнится в два раза. Но все проходит гладко. Только в 1997 году на одном из судов был обнаружен лишний судовой журнал. Да и то оказалось, что это черновик:
Автор: Вера КОНЮХОВА (фото автора), "Владивосток"