Как инструкцию по браконьерскому перемещению краба
29 июля во Фрунзенском районном суде состоялось слушание дела, в котором Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю выступало против корейской компании "Worri Shipping".
29 июля во Фрунзенском районном суде состоялось слушание дела, в котором Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю выступало против корейской компании "Worri Shipping".
50 минут "забега"
Суть дела такова: 8 июня служба береговой охраны погрануправления задержала рыболовный траулер "Глобал" в исключительной экономической зоне России. Судно шло под флагом Камбоджи, документы оформлены на корейскую компанию, а на самом деле оно принадлежит китайской фирме. "Глобал" в течение 50 минут не подчинялся требованиям пограничников и остановился только после того, как был открыт предупредительный огонь. На борту судна погранотряд обнаружил 55 тонн живого краба (синего и стригуна-опилио). Естественно, никаких документов на вылов краба у экипажа не было. Позднее выяснилось, что судно принадлежит корейской компании "Worri Shipping" и, по словам капитана, направлялось из японского порта Вакканай в корейский порт Донхэ. Краба, по его же словам, они не вылавливали, а всего лишь приняли на борт 5 июня. Тщательный осмотр выявил, что на судне действительно нет никаких приспособлений для промысла краба, но есть все необходимое для его транспортировки: устройство для охлаждения воды, для ее аэрации и биологической чистки. Все это помогает сохранить краба живым в течение месяца. Никаких документов, подтверждающих, откуда и когда был принят краб, у капитана не оказалось, как и документов, разрешающих нахождение судна в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России. Бумаги, подтверждающие принадлежность судна корейской компании, были получены по факсу в течение тех 50 минут, когда "Глобал" уходил от преследования (об этом красноречиво свидетельствовала строка на факсимильной бумаге). Кроме того, судно не прошло ни один морской контрольный пункт и не уведомило службу береговой охраны о вхождении в ИЭЗ. В общем, нарушений было море.
Загадочные крабы
Судно арестовали и отконвоировали в Находку, на капитана был наложен штраф в размере 132 тысяч долларов, Приморской государственной инспекцией возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 817 КоАП (незаконная транспортировка морских биоресурсов в исключительной экономической зоне России). Доказательств незаконного происхождения краба, к сожалению, не было. Пограничники настаивали на конфискации судна и взыскании денежного штрафа в двукратном размере стоимости выловленного краба (порядка 250 тыс. долларов США). Представители компании "Worri Shipping" делали упор на то, что судно не проводило промысла в ИЭЗ, а только транспортировало принятый краб и ни в коем случае не претендовало на суверенность российского государства. Краб, по их словам, был добыт вне ИЭЗ РФ, и "Глобал" всего лишь выполнял функции перевозчика. На вопрос, почему у капитана не было никаких документов о принадлежности судна, адвокат компании ответила просто: "Сделка заключалась на берегу, капитан уже был в море". По поводу нахождения в ИЭЗ представители компании, опираясь на российские законы и Конвенцию ООН по морскому праву, заявили, что для иностранных судов не требуется разрешения для захода и транзита через ИЭЗ, а морские контрольные пункты должны проходить только суда с намерением ведения промысла, которого у "Глобала" не было и в помине.
И тем не менее судья полностью оправдала компанию "Worri Shipping", ссылаясь на то, что исключительная экономическая зона не является территорией России, а, следовательно, судно границ не нарушало и находилось в открытом море. А для этого разрешения, как известно, не требуется. Посему дело об административном правонарушении было прекращено за отсутствием состава преступления. Но пограничники на этом успокаиваться не собираются и будут обжаловать решение в краевом суде. Интересно получается: о борьбе с крабовым браконьерством не говорит только ленивый, но на деле - видит око, да зуб неймет.
Автор: Екатерина ЛУКОНИНА, специально для "В"