Нефтепровод начинают строить

Компания "Транснефть" приступила к поиску финансово-кредитных институтов, готовых выделить необходимые средства на строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Для прокладки первого участка от Тайшета в Иркутской области до Сковородино в Амурской области понадобится 6,5 миллиарда долларов США.

9 авг. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1797 от 9 авг. 2005

Компания "Транснефть" приступила к поиску финансово-кредитных институтов, готовых выделить необходимые средства на строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Для прокладки первого участка от Тайшета в Иркутской области до Сковородино в Амурской области понадобится 6,5 миллиарда долларов США.

Переговоры проведут с отечественными  и зарубежными банками, официально заявили представители Министерства промышленности и энергетики РФ. Кстати, по такому же принципу - от российских и иностранных инвесторов финансировались проектные работы и подготовка сметной документации. После проведения дополнительных государственных технических и экологических экспертиз начнутся подготовка маршрута и собственно монтаж. Углеводородное сырье на этом участке начнут перекачивать уже через три года. То, что нефтепровод дотянут до Тихого океана, сомнению не подвергается - так распорядился президент страны. Но в каком месте "закончится поход"?

Между тем в Москве появился устойчивый слух, что нефтепровод может завершиться не в Амурском заливе. Длительная борьба общественных экологических организаций против конечного пункта нефтепровода в Перевозной и отсутствие позиции местной власти в этом вопросе, видимо, принесли свои плоды. Поэтому и беспокоиться зеленым по поводу загрязнения окружающей среды на юге Приморья будет не нужно.

Это вовсе не означает, что трубу протянут к другой бухте нашего побережья. Не будет ее и в Хабаровском крае. Поскольку все заливы, за исключением Амурского, не отвечают необходимым требованиям по безопасности мореплавания, ледовым и штормовым условиям, возможности строительства пирсов и подхода к ним крупных танкеров, а также из-за отсутствия большой площадки для размещения резервуаров нефтехранилища.

Ведь не случайно то, что определенная ясность есть только на участке до Сковородино. Там магистраль скорее всего свернет резко на юг до китайского города Дацин (выполнены условия переговоров с Пекином). Если от центра Маньчжурии потянуть ветку до Желтого или Японского моря, а не от Сковородино через Хабаровск на Приморье, то затраты сократятся в три-четыре раза. Есть два варианта развития событий. Трубу прокладывают до Ляодунского полуострова, что по соседству с прославленными курортами Даляня. Или новый нефтепорт строят в Северной Корее. Правительства обеих стран наверняка предоставят всевозможные льготы и гарантии, дабы заполучить эти экономически выгодные объекты (обещания Токио также выполнены).

Если это окажется КНДР, то ближней точкой от Дацина является провинция Северный Хамген (на берегу юго-западной части залива Петра Великого), непосредственно граничащая с Хасанским районом. Но нас это уже касаться не будет. Поскольку любое заявление приморских экологов нарушит права суверенного государства.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"