Не имею права быть зрителем

Кинофестиваль "Меридианы Тихого" на финишной прямой - сентябрь не за горами. Уже составлены списки конкурсной и внеконкурсной программ. Работа отборщиков - или, как их называют, кураторов кинопрограмм - практически завершена. А кто же такие отборщики? Знакомьтесь. Игорь Соловьев третий год большую часть своего рабочего времени проводит у компьютера или экрана телевизора - смотрит кино...

5 авг. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1796 от 5 авг. 2005

Кинофестиваль "Меридианы Тихого" на финишной прямой - сентябрь не за горами. Уже составлены списки конкурсной и внеконкурсной программ. Работа отборщиков - или, как их называют, кураторов кинопрограмм - практически завершена. А кто же такие отборщики?
Знакомьтесь. Игорь Соловьев третий год большую часть своего рабочего времени проводит у компьютера или экрана телевизора - смотрит кино...

12 часов в кинозале

- Я думал, в чем специфика профессии отборщика. И сделал для себя вывод: отборщик кинофестиваля - это тот человек, который не имеет права смотреть кино как зритель. Он должен вынести объективную оценку фильму и сделать вывод, в какую из программ кинофестиваля он будет включен: конкурсную или одну из внеконкурсных: Это большая ответственность.

Мы, отборщики (а я, разумеется, не один занимаюсь формированием программ Pacific Meridian), в первую очередь смотрим фильм как специалисты. И обязаны аргументировать свой выбор: почему именно эта лента вошла в конкурсную программу, а эта - нет. В большинстве случаев мы с коллегами - Юрием Стройковым - это человек, который знает кино изнутри, он прекрасный кинокритик; Натальей Тимофеевой - великолепным звукорежиссером; Юрием Гончаровым, талантливым сценаристом - находим общий язык, но бывает, что и спорим. Причем мнение женской половины часто расходится с мнением мужской.

Мы обязаны просмотреть все фильмы, заявленные на фестиваль (в этом году их 210. - Прим. авт.), и высказать свое мнение по каждому из них. Очень сложно отбирать. В этом году в программе предполагается участие 99 фильмов - во всяком случае, пока. Разумеется, перематывать фильм, смотреть кусками нельзя, иначе об объективности говорить нельзя. Поэтому, бывает, проводим весь день за просмотром. Мой личный рекорд - девять лент за день. Тяжеловато, да, но опыт есть. Когда учился на Высших режиссерских курсах (мне посчастливилось попасть на курс великого Григория Чухрая), у нас был отдельный цикл занятий: мы заходили в аудиторию в девять утра и выходили в девять вечера, с перерывом только на обед. И все это время смотрели кино. Сначала в голове полная каша - путаешь героев, сюжеты, режиссеров: Потом все становится на свои места, закаляет. И, должен сказать, когда просматриваешь такое количество лент, в какой-то момент рождаются идеи: а вот здесь я снял бы иначе, вот тут сделал бы другой акцент: Хватаешь ручку, бумагу, начинаешь записывать:

Женское кино интереснее

Только не думайте, что мы такие патологоанатомы, поверяем алгеброй гармонию, не получаем эстетического  удовольствия от кино. Я лично с собой справиться не могу. Живые же люди! Бывает, что эмоции перехлестывают. Обязательно влюбляюсь в какую-то ленту. Вот в этом году посмотрел японскую комедию "Стиль выживания". Настоящая великолепная комедия без дурацких шуток, причем юмор не в действиях и фразах, он всеобъемлющ: Это, я бы сказал, история о поиске идеала.

Кстати, еще мне очень нравится короткометражная российская лента "Ничего не было" Марии Азеренко. Кстати, никак не можем прийти к согласию, эта лента или же "Демон" войдет в конкурс. Чем так интересен фильм? Режиссер - женщина, оператор - женщина, это очень женское кино. Кстати, сегодня мировая и российская тенденция - в кино пришли женщины. Проводятся даже фестивали кино, снятого прекрасным полом. Раньше меня это коробило: как же так, куда уходят мужчины? А теперь понимаю: женское кино - оно другое. И мне оно интереснее. Думаю, у "Ничего не было" прекрасная перспектива.

Хотя, знаете, отборщик почти никогда не может предсказать мнение жюри, угадать, какой фильм станет победителем. Прежде всего потому, что в жюри собраны очень разные люди. Из разных стран, разных киноспециальностей. Только при столкновении мнений можно вынести объективную оценку. Я, например, еще ни разу победителя не угадал. Но вот кому достанется приз за лучшую женскую роль - у меня сомнений не было. Так и вышло, Рейчел Блейк победила. Изумительная актриса!

Отборщики вообще мало фильмов смотрят в кинозале. В прошлом году за все время фестиваля я так туда и не попал. Так что даже поболеть за понравившийся фильм не получается. Очень напряженный период - эти четыре-пять дней:

Зачем мне "Турецкий гамбит"?

Когда все фильмы просмотрены, программы сформированы, работа отборщика отнюдь не прекращается. Я, например, состою в службе кинопоказа, полностью переключаюсь на техническую часть: получение кинокопий, проверка их, составление актов приемки фильма, по завершении фестиваля - отправка.

Вообще, работа затягивает. Вполне можно сказать, что возникает своего рода синдром ломки. Вы представьте: в определенный период на вас сваливается огромное количество информации, разной, вы купаетесь в ней, окунаетесь в мир прекрасного! Как же можно по этому не скучать, не мечтать начать все снова?

Знаете, когда отбор только начинается, смотришь не спеша - это удивительное чувство. Фестивальное кино - оно же совсем другое. Я поэтому практически прокатные фильмы и не смотрю. Разве что те, о которых все говорят, - ну чтобы принимать участие в разговоре. Жалко времени, знаете ли. Вот о "Турецком гамбите" столько разговоров сегодня. Но пока я так его и не видел. И не факт, что посмотрю. Интересна там работа Бероева, разве что из-за этого:

И никакой пропаганды!

Вообще, я не забыл ни один из просмотренных фильмов. Это просто невозможно. Иногда хочется освежить в памяти те ленты, которые в прошлом году, позапрошлом произвели самое сильное впечатление. В восьмой раз недавно посмотрел "Мой сводный брат Франкенштейн". Думаю, что где-нибудь в октябре посмотрю в девятый:

Как становятся отборщиками? Это должен быть человек, разбирающийся в кино, понимающий его суть. Я учился на Высших режиссерских курсах, профессионально занимаюсь кино с 1991 года. Григорий Наумович Чухрай, мой учитель, был великим человеком. В нем удивительно сочеталось умение не просто создавать, но и учить. Вы знаете, что творческое объединение "Товарищ" на "Мосфильме", которое они вместе с Познером-старшим создали еще в советские времена, помогло появиться на свет почти всем комедиям Гайдая, "Белому солнцу пустыни" и "Зеркалу" Тарковского? Собственно, если бы не "Товарищ", "Зеркало" никогда бы и не было снято. Они сами зарабатывали деньги и выделяли часть на авторское, абсолютно непрокатное кино.

Почему мне нравится работать в кинотеатре "Нептун"? Потому что там неравнодушные, влюбленные в кино люди. Скучно просто так показывать кино. Нужно творить праздник, дарить его людям: Но не пропагандой заниматься, ни в коем случае. Кино - это как любовь, ее навязывать нельзя.

Автор: Записала Любовь БЕРЧАНСКАЯ (фото автора), "Владивосток"