Экономя на "ликвидаторах"
В далеком 1986 году коллектив 30-го судоремонтного завода первым в Советском Союзе собрал и отправил на Украину приличную по тем временам сумму - 3880 рублей пострадавшим от взрыва на Чернобыльской АЭС. Заводчане знали, какая трагедия коснулась людей, живших вокруг атомной станции. Ведь незадолго до этого подобная катастрофа произошла на юге Приморья. И ее последствия могли быть не лучше.
В далеком 1986 году коллектив 30-го судоремонтного завода первым в Советском Союзе собрал и отправил на Украину приличную по тем временам сумму - 3880 рублей пострадавшим от взрыва на Чернобыльской АЭС. Заводчане знали, какая трагедия коснулась людей, живших вокруг атомной станции. Ведь незадолго до этого подобная катастрофа произошла на юге Приморья. И ее последствия могли быть не лучше.
Благодаря руководителю предприятия капитану I ранга Геннадию Слугину репортеры "В" побывали на берегу бухты Чажма, в том месте, где стояла и взорвалась лодка. И поговорили с работниками завода, принимавшими участие в ликвидации последствий взрыва.
В настоящее время только на одном 30-м СРЗ Министерства обороны России 64 человека, работающие на заводе с 10 августа 1985 года по сегодняшний день, не могут получить удостоверение ветерана подразделений особого риска РФ. Об этом рассказала заместитель краевого отделения комитета ПОР Галина Пронина. Она поделилась с журналистами газет своей болью.
- Уже через несколько минут после взрыва наравне с личным составом аварийных партий, стоящих в бухте Чажма на ремонте, АПЛ и военнослужащими в/ч 63971 весь гражданский персонал завода включился в операцию по ликвидации самой аварии и ее последствий. Не было паники, все с честью справились с труднейшей задачей. Буквально через 10 дней возобновились работы на основных производственных объектах, хотя последствия взрыва устранялись еще девять месяцев.
В 1995-96 годах 278 человек получили удостоверение ветерана подразделений особого риска. В 2003-м - еще более 30. К сожалению, с первого дня у этих людей возникли проблемы с предоставлением льгот и выплатой денежных компенсаций. Ровно два года назад вообще прекратили что-либо платить. Командование МО и ВМФ отказывается помогать. Якобы не определен порядок выплаты бюджетных средств гражданским лицам унитарных предприятий МО. Люди умирают, стало быть, их деньги остаются в бюджете государства.
Кстати, и получить такое удостоверение неимоверно сложно. Некоторые старшие офицеры, уже запаса или в отставке, первыми бросившиеся в смертоносную зону без всяких средств защиты для тушения огня и снижения радиации, по пять-шесть лет не могли доказать свою причастность к тем трагическим событиям. Что уж тут говорить о простых бывших матросах и рабочих. Горько:
СПРАВКА "В"
В отдельное предприятие 30-й СРЗ преобразовался из филиала 178-го завода, расположенного во Владивостоке. Начиналось предприятие с плавучего дока, плавмастерской, нескольких береговых цехов. Специально в Японии был построен самый крупный док в Приморье водоизмещением 80 тысяч тонн. Именно в нем ремонтировался авианесущий крейсер "Минск". Через руки инженеров, техников и рабочих прошли корабль управления и разведки "Урал", ракетный крейсер "Адмирал Лазарев" (бывший "Фрунзе").
Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"